АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

Содержание материала

Прикладная зоопсихология домашней собаки

Основные понятия и термины

© Н.Д.Криволапчук, Ю.В.Криволапчук

Список принятых сокращений:

Биол. - термин, принятый в биологии
Бихев. - термин, введенный в бихевиоризме
Вет. - определение или термин, принятые в ветеринарной медицине
ВНД - высшая нервная деятельность
ИИ - искусственный интеллект
ИС - информационная структура
Кинол. - термин, принятый в кинологии

ОАС - общий адаптационный синдром
ППР - процесс принятия решения
СИМ - субъектная информационная модель
СИМП - субъектная информационная модель партнера
СИН - синдром информационной недостаточности
ТД - теория дрессировки
ЦНС - центральная нервная система
Этол. - термин, введенный в этологии

Наверх

{jlvkcomments}


А

Абстрактное мышление - см. Мышление.

Абстракция (ИИ) - операция обобщения фактов, объектов, явлений, действий и объединения их в более крупные классы и категории на основе выделения общих дифференциальных признаков и отбрасывания несущественных.

Агрессия - вариант поведения, имеющий целью устранение или физическое уничтожение партнера; основными видами являются А. самозащиты и А. конкуренции; форма проявления А. - боевое (атакующее или оборонительное) поведение.

Адаптивность поведения - одна из динамических характеристик психики, используемых в системе АРАКС, отражает динамику изменения поведения, соответствующего смене возбуждения торможением.

Адаптивный невроз - см. Невроз.

Активное научение (бихев.) - инициативный сбор информации в ходе исследовательского поведения и формирование поведения с самостоятельным принятием решений, реализацией поведения, анализом результатов и запоминанием эффективных форм поведения (обычно методом проб и ошибок).

Активность поведения - одна из динамических характеристик психики, используемых в системе АРАКС, отражает силу реакции на раздражитель.

Альтруистическое поведение - см. Поведение.

Аномальное поведение - см. Поведение.

Анонимность-индивидуальность (этол.) - личное распознавание членов сообщества, основанное на разделении ответственности при коллективном поведении; термин введен К.Лоренцем как характеристика типа сообщества.

Аппетентное поведение - см. Поведение.

АРАКС - система оценки динамических характеристик поведения по критериям активности, реактивности, адаптивности, конструктивности и стабильности поведения; дополняет понятие темперамента.

Ассоциативно-интуитивная обработка информации (ИИ) - психическая деятельность, использующая информацию, которая не может быть определена заранее жестким набором признаков, а значения их не обязательно упорядочены по какой-то шкале; операции ассоциативно-интуитивного мышления не описываются строгой последовательностью выполняемых действий, а представляют собой довольно сложный нелинейный путь к желательному результату.

Наверх

{jlvkcomments}


Б

Бегство - форма поведения, реализующая самосохранение; активная форма избегания.

Безусловный рефлекс - см. Рефлекс.

Бихевиоризм - направление в зоопсихологии, изучающее методы формирования желательного (для человека) поведения и развивавшееся в США (основоположник - Дж.Б.Уотсон).

Благоприобретенные поведенческие стереотипы - поведенческие комплексы, вырабатывающиеся жизненным опытом в онтогенезе животного и обеспечивающие его приспособление к реальной среде, к условиям и образу жизни, а у домашних животных - и к влиянию человека как вида-лидера.

Боевое поведение - см. Поведение.

Бытовой тип контакта - см. Тип контакта.

Наверх

{jlvkcomments}


В

Вариативное мышление - см. Мышление.

Вариативное подкрепление - см. Подкрепление поведения.

Взаимодействие - совокупность событий, реализующих воздействие субъекта на среду и наоборот.

Видосохраняющая функция (этол.) - одно из основных понятий этологии; совокупность определенных форм поведения, присущих виду в целом и обеспечивающих его приспособление к среде, выживание и эволюцию.

Видоспецифичные формы поведения (этол.) - формы поведения, свойственные только данному виду; могут совпадать с поведением другого вида по форме, но иметь иное значение.

Вмешательство - целенаправленные действия партнера, вызывающие ответные изменения поведения субъекта.

Внешняя среда - см. Среда.

Внутренняя среда - см. Среда.

Вожак - высший ранг, предусматривающий максимальную ответственность за выживание стаи в целом.

Возбудимость поведенческая - повышенная активность и реактивность поведенческих реакций, связанная с ситуацией и характером раздражителя.

Возбудимость физиологическая - способность клеток и тканей реагировать на раздражение процессом возбуждения; пороговая чувствительность ЦНС к раздражителям, предполагающая высокую активность и реактивность соответствующего поведения; возбудимость может различаться по разным категориям раздражителей.

Возбудимый тип поведения - см. Тип поведения.

Возбуждение - совокупность физических, физико-химических и функциональных изменений, возникающих в возбудимых тканях под влиянием раздражения; в физиологии ВНД - общая реакция ЦНС на раздражители.

"Возрастной бунт" (кинол.) - процесс окончательной социализации стайных животных, примерно совпадающий по времени с половым созреванием и заканчивающийся выработкой самооценки и определением своего ранга в структуре сообщества.

"Возраст страхов" - возрастной период, характеризующийся высокой познавательной активностью и повышенным эмоциональным откликом на события, когда детеныша, еще неспособного к самостоятельному выбору наиболее эффективного поведения, защищает страх по отношению к новым для него предметам и явлениям.

Воин - стайный ранг боеспособного члена стаи, подчиненного Вожаку (и только в его отсутствие - Старшей Матери) в вопросах, касающихся стратегии выживания.

Временная стая - см. Стая.

Врожденные поведенческие стереотипы - последовательности действий, устойчиво передающиеся потомству и обеспечивающие целесообразное поведение, максимально приспособленное к условиям существования.

Вторичное научение (бихев.) - предоставление субъекту инициативы в выборе выполняемых действий или комбинации ранее разученных действий, которое способствует развитию стратегического мышления.

Выбор поведенческих программ - определение конкретных форм поведения, обеспечивающих достижение окончательной или промежуточной цели.

Наверх

{jlvkcomments}


Г

Генерализация механизмов психической деятельности - обобщение механизмов мышления и экстраполяция их на широкий круг ситуаций, что становится возможным благодаря общему "принципу минимизации", приводящему к стандартизации даже самых сложных мыслительных алгоритмов.

Гипер-охрана - гипертрофированное охранное поведение собаки, возникающее при наличии высокой самооценки и высокой социальной ответственности собаки; может сочетаться со стремлением к доминированию или выступать как самостоятельное явление.

Гипер-эмоциональность - повышенный эмоциональный отклик собаки на события, особенно - в отношениях с хозяином; в сочетании с недостаточно развитым мышлением и поведением служит предпосылкой для возникновения истерии.

Наверх

{jlvkcomments}


Д

Депривационное развитие - физиологически - ограничения в процессе развития, приводящие к недоразвитию организма в целом и его отдельных систем; психологически - развитие субъекта в обедненной среде, приводящее к дефициту познаний о мире и недоразвитию стереотипных форм поведения.

Депривация - ограничение возможностей удовлетворения субъектом каких-либо своих потребностей, как физиологических, так и психологических.

Дикий тип контакта - см. Тип контакта.

Динамические характеристики - характеристики протекания психических процессов в их динамике и в отрыве от смысла и цели поведения.

Динамический стереотип - сложная форма поведения, состоящая из некоей последовательности более простых стереотипов; составляющие ее простые стереотипы могут варьироваться, но Д.с. в целом используется как рефлекс, по принципу жесткой однозначной связи.

Дистанция бегства (этол.) - то расстояние, с которого животное отступает в направлении своей зоны безопасности при появлении более сильного конкурента; термин введен Конрадом Лоренцем.

Дифференциальные признаки (ИИ) - признаки и факторы, имеющие значение для распознавания и оценки ситуации, набор которых определяется целями поведения; характеристики среды, ее объектов, субъектов, явлений и т.п., существенно влияющие на выбор возможных форм поведения.

Доверие (здесь) - отношение субъекта к партнеру, основанное на благоприятном прогнозе его вмешательств; обязательное условие и первая стадия партнерских отношений.

Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в нервной системе, обуславливающий вероятность реализации соответствующего поведения (термин введен А.А.Ухтомским); соответствующая приоритетная мотивация.

Допустимое поведение - см. Поведение.

Дрессировка - выработка условных рефлексов и стереотипов поведения (навыков), однозначно соответствующих стимулу (команде или действиям партнера); не включает в себя выбор форм поведения в зависимости от ситуации.

Дрессируемость - 1. комплексная динамическая характеристика, основанная на системе АРАКС; имеет прогностический смысл, отражая относительную скорость и надежность выработки новых навыков; 2. (ТД) качественный показатель, характеризующий способность животного к выработке условных рефлексов.

Дядюшка - подранг Опекуна, взрослый кобель, не имеющий своей семьи и помогающий Матери в выращивании потомства.

Наверх

{jlvkcomments}


Ж

Желательное поведение - см. Поведение.

Наверх

{jlvkcomments}


З

Зависимость (от хозяина) - отношение собаки к хозяину, основанное на утрате самостоятельности в удовлетворении своих потребностей.

Заместительное поведение - см. Поведение.

Запечатление (этол.) - то же, что импринтинг.

Захват добычи - этап пищедобывательного поведения, включающий действия, направленные на завладение добычей и умерщвление ее; характерен для пищедобывательного поведения хищников и отсутствует у травоядных.

Защищенность - субъективное ощущение отсутствия угрозы; важная составляющая партнерских отношений.

Значимость события - степень влияния события на психическую деятельность субъекта; зависит от приоритета затрагиваемой потребности и тяжести возможных последствий.

Зона безопасности (этол.) - минимальная территория, содержащая ресурсы, обеспечивающие выживание животного на некоторое время; центром этой зоны является логово или место пребывания сообщества.

Зона претензий (этол.) - часть "нейтральной" территории, прилегающая к зоне уверенности, которая может быть использована животным или сообществом на равных правах с другими претендентами.

Зона уверенности (этол.) - территория, содержащая достаточные для выживания ресурсы, которую животное или сообщество может эффективно охранять от конкурентов; эта территория обозначается метками.

Наверх

{jlvkcomments}


И

Идеальный уровень СИМ - см. Уровень СИМ.

Избегание - поведение, целью которого является предотвращение какого-либо взаимодействия с другим субъектом или со средой.

Избирательность внимания - организация восприятия информации по принципу максимальной значимости в данный момент.

Импринтинг (запечатление) - биологически обусловленное запоминание детенышами субъекта в качестве покровителя и эталона поведения (обычно в этой роли выступает мать, но в экспериментах использовались даже неодушевленные предметы); это явление изучено впервые К.Лоренцем и выявлено у очень многих видов животных.

Инвалид - стайный ранг физически немощного (старого или увечного) животного, обладающего большим жизненным опытом и достаточной интеллектуальной ценностью для стаи в целом; И. выступает в роли "советчика".

Индивидуальное поведение - см. Поведение.

Информационная насыщенность - количество информации, воспринимаемой субъектом в данный момент и в данной среде, и ее новизна, предоставляемые субъекту в данный момент и в данной ситуации.

Информационная структура (ИС) - условное формализованное представление информации, отображаемой в мозгу мыслящего субъекта.

Информация (ИИ) - свойство материального мира; отображение состояния внешней и/или внутренней среды, воспринимаемое и обрабатываемое мозгом.

Исследовательские игры - средство обучения, игры, направленные на целенаправленное изучение свойств какого-либо объекта.

Исследовательское поведение - см. Поведение.

Истерия - форма невроза, для которой характерна социальная обусловленность, т.е. зависимость от поведения партнера и стремление воздействовать на него; выраженность состояния коррелирует с развитостью социальной структуры и субъективных представлений о ней.

Наверх

{jlvkcomments}


К

Когезия - стремление животных держаться вместе и осуществлять коллективное поведение с целью выживания; минимальный признак сообщества; термин введен Дж.Э.Эйзенбергом.

Когнитивный уровень СИМ - см. Уровень СИМ.

Коллективное поведение - см. Поведение.

Коллективный стереотип поведения - коллективное поведение, закрепленное в качестве врожденного или благоприобретенного стереотипа; у стайных животных обеспечивает эффективное совместное выживание.

Комбинаторное мышление - см. Мышление.

Коммуникативное поведение - см. Поведение.

Компенсаторный невроз - см. Невроз.

"Комплекс сверхценности" - аномальное состояние психики (главным образом, ее модально-эмоциональных структур), при котором наибольший приоритет приобретают эгоистические мотивации - от выживания до комфорта, вследствие чего развивается эмоциональная зависимость от хозяев, тревожные ожидания и страхи; приводит к формированию истероидных состояний и неврозов разных типов.

Комплекс фиксированных действий (этол.) - последовательность действий, реализующих удовлетворение определенной потребности.

Конкуренция - возможность взаимодействия с объектом лишь одного из нескольких возможных субъектов; в зоопсихологии поведение конкуренции - удовлетворение одним из претендентов потребностей, которые не могут быть удовлетворены несколькими субъектами.

Конституциональный тип (тип конституции) - интегральная характеристика телосложения и физиологии животного.

Конструктивность поведения - одна из динамических характеристик психики, используемых в системе АРАКС, отражает способность субъекта извлекать и использовать новую информацию.

Контакт - комплексный качественный показатель, характеризующий уровень и тип взаимодействия собаки и хозяина; по одному из определений в ТД, "условный рефлекс доверия и привязанности к человеку".

Конфликтное поведение - см. Поведение.

Конфликтность (этол.) - склонность к конфликтному поведению, приоритет мотиваций конкуренции (термин принадлежит К.Лоренцу); чаще всего под конфликтностью подразумевается конфликтное поведение.

Концептуальное мышление - см. Мышление.

Коррекция поведения - совокупность общих и специальных приемов, направленных на изменение конкретных поведенческих проявлений и нежелательных форм поведения собаки, главным образом за счет реформирования поведенческих доминант и изменения индивидуального баланса мотиваций.

Коррекция психики - совокупность общих и специальных приемов, направленных на устранение первопричин неадекватного поведения путем реформирования структур любого из уровней СИМ, совершенствования процесса принятия решений, развития отношений с хозяином, а также (при необходимости) изменения динамических характеристик поведения.

Критериальный уровень СИМ - см. Уровень СИМ.

Критическая дистанция (этол.) - радиус зоны безопасности животного; термин введен Конрадом Лоренцем.

Кумулятивный (накопленный) стресс - см. Стресс.

Наверх

{jlvkcomments}


Л

Логическая обработка информации (ИИ) - психическая деятельность, базирующаяся на явных признаках и параметрах объектов, которые могут быть заданы заранее, и на последовательно отображаемых последовательностях действий; реализуется сознанием субъекта; логические операции могут быть описаны последовательным пошаговым алгоритмом.

Ложная беременность (здесь) - форма невроза; частный случай синдрома депривации, сочетающий в себе депривацию стереотипного, критериального, эмоционального и, возможно, социального уровней и выражающийся главным образом в материнском поведении (подготовка "гнезда", "усыновление" неодушевленных предметов); возможны также имитация физиологических процессов, протекающих при беременности и родах (увеличение живота, опущение его и т.п.) и реальные физиологические проявления (лактация).

Наверх

{jlvkcomments}


М

Малоподвижный, спокойный тип поведения - см. Тип поведения.

Мать - стайный ранг, которым обладает взрослая сука, имеющая щенков и несущая ответственность за их выращивание; в отсутствие собственных щенков взрослая сука может выполнять функции М. по отношению к чужому потомству.

Метод информационного моделирования - формализованная совокупность приемов и действий, основанных на достижениях прикладной математики, прикладной лингвистики, теории принятия решений и теории ИИ; обеспечивает дедуктивный анализ состояния психики субъекта и целенаправленную выработку воздействий на нее.

Метод мотивационного анализа поведения - прикладное развитие метода информационного моделирования психики, совокупность действий и приемов, позволяющих выявить индивидуальную сравнительную значимость различных мотиваций при принятии поведенческих решений.

Модальный уровень СИМ - см. Уровень СИМ.

Молодняк - временный стайный ранг собаки в возрасте от 6 месяцев до окончательной социализации; занимает место между Щенком и окончательным взрослым рангом.

Мотивация - субъективная побудительная причина поведения, отражающая стимул и опосредованная индивидуальным и сиюминутным состоянием психики.

Мышление - процесс отображения и переработки информации, осуществляемый субъектом; результаты мышления выражаются в том или ином решении.

  • Абстрактное М. - способность субъекта использовать информацию в отрыве от конкретной ситуации и сиюминутных реалий; иногда толкуется как способность к обобщению образов и ситуаций; одним из вариантов А.м. является восприятие знака и языковое мышление.
  • Вариативное М. - способность живого существа выбирать разные варианты поведенческих программ для достижения одной и той же цели; предполагает развитие представлений о результативном поведении.
  • Комбинаторное М. - способность последовательно сочетать разные программы поведения, осуществляя пошаговое достижение цели.
  • Концептуальное М. - совокупность интеллектуальных операций, приводящая к обобщению реальной информации в понятия высокого уровня абстракции и к порождению новых понятий и связей между ними; результатом концептуального мышления может быть, например, прогнозирование не наблюдавшихся в реальности свойств, функций, связей и т.п.
  • Стратегическое М. - способность к построению сложных и эффективных поведенческих программ с гибким приспособлением к ситуации за счет выбора и комбинации поведенческих стереотипов и построения недостающих блоков. Развитие С.м. невозможно без оценки результативности поведения и минимизации трудозатрат и риска.
  • Экстраполяционное М. (ИИ) - способность субъекта распространять известные ему закономерности в пространстве и времени.
Наверх

{jlvkcomments}


Н

Наказание - активное отрицательное подкрепление, исходящее от хозяина.

Накопление инстинкта (этол.) - образование мощной поведенческой доминанты, реализующей врожденный стереотип поведения, с постепенным повышением вероятности ее активизации; термин принадлежит К.Лоренцу.

Научение (бихев.) - выработка поведенческих программ, обеспечивающих более или менее эффективное приспособление к среде; реализуется за счет образования причинно-следственных связей.

Начальные действия (этол.) - незавершенная форма того или иного стереотипного поведения.

Неадекватное поведение - см. Поведение.

Невроз - 1. (вет.) болезнь, характеризующаяся функциональным нарушением ЦНС; патогенез объясняется нарушением баланса процессов возбуждения и торможения под воздействием сильных раздражителей; 2. - реактивное состояние, возникающее вследствие невозможности полного удовлетворения той или иной потребности субъекта и развивающееся по механизму адаптивного или компенсаторного невроза.

  • Адаптивный Н. - форма Н., при которой невротическое поведение восходит к стремлению разрядить стрессовое напряжение (у собак это чаще всего нецеленаправленное движение и/или лай, а при тяжелых невротических состояниях - стремление разрушать предметы и калечить себя).
  • Замещения Н. - форма невроза навязчивого поведения; навязчивое поведение собаки, состоящее в попытках установить социальные контакты с любым человеком ("поиски хозяина"); возникает при недостаточности отношений с хозяином.
  • Компенсаторный Н. - форма Н., при которой невротически закрепленное поведение восходит к попытке удовлетворить ту же потребность каким-либо иным способом (например, собака в страхе "прячется", закрывая голову лапами).
  • Навязчивого поведения Н. - вид Н., характеризующийся наличием устойчиво повторяющихся стереотипных форм поведения (как правило, неадекватных ситуации), которые могут проявляться при ситуативно обусловленном перевозбуждении.
  • Одиночества Н. - Н., проявляющийся в отсутствие хозяев; имеет три основных формы (вой и лай; порча вещей; разгром квартиры), выраженность которых зависит от причин Н.

Невротические игры - любые устойчиво повторяющиеся формы игрового поведения, лишенные функционального и обучающего смысла, в том числе, противоречащие породным функциональным стереотипам.

Нежелательное поведение - см. Поведение.

Нейрофизиология - отрасль физиологии, изучающая процессы, протекающие в нервной системе; выделяются два тесно связанных основных направления: собственно нейрофизиология, исследующая процессы на уровне нервного волокна, и физиология ВНД, исследующая возникновение и реализацию рефлексов.

Непроизвольное поведение - см. Поведение.

Непроцедурный тип мышления (ИИ) - способность субъекта принимать решения без заранее определенного пошагового алгоритма обработки информации, лишь по характеристике желательного результата.

Новизна информации - структурная характеристика связей между данными, воспринимаемыми субъектом; например, новые признаки или функции предмета, требующие образования новых логических отношений.

Норма поведенческой реакции - реакция, выраженная в поведении, наиболее адекватная условиям (возрасту, ситуации и т.п.) и присущая большинству представителей данного вида.

Нормальная среда - см. Среда.

Нулевое подкрепление - см. Подкрепление поведения.

Наверх

{jlvkcomments}


О

Обедненная среда - см. Среда.

Обучаемость - интегральная характеристика психики, отражающая способность к обучению, то есть способность учитывать логические связи между объектами, субъектами и событиями, анализировать и оценивать ситуацию в целом, устанавливая соответствия между смыслом происходящего и эффективностью собственного поведения.

Обучающие игры - естественное средство обучения детенышей; при коррекции психики - игры, направленные на пополнение СИМ, тренировку мыслительной деятельности и обучение.

Обучение - целенаправленное формирование поведенческих программ у субъекта в их связи с состоянием среды, осуществляемое партнером; представляет собой частный случай научения.

Объем информации - количество новых для субъекта данных, воспринимаемых им в конкретной ситуации, в сравнении с ранее накопленными.

Окончательная мотивация - "равнодействующая" двух и более мотиваций, провоцируемых двумя и более стимулами.

Окончательная социализация (социализация по взрослому типу) - выработка субъективной самооценки и определение своего ранга в сообществе.

Онтогенез (биол.) - индивидуальное развитие живого существа; иногда имеется в виду возникновение в ходе индивидуального развития какого-либо признака у конкретного животного.

Опекун - стайный ранг, определяющий ответственность члена стаи за воспитание и обучение щенков и молодняка и помощь в этом Матери.

Ориентировочное поведение - см. Поведение.

"Особый раздражитель" - объект, событие или фактор окружающей среды (например, присутствие кошки, близость транспорта и т.п.), вызывающий чрезмерно активную поведенческую реакцию собаки (лай, рывки поводка, попытки любого взаимодействия и т.п.).

Острый стресс - см. Стресс.

Открытость-закрытость сообщества - возможность (невозможность) свободного вхождения в сообщество новых особей; термин введен К.Лоренцем как характеристика типа сообщества.

Отложенная оценка - выражение отношения к поведению субъекта, оторванное во времени от реализации поведения (отложенное поощрение и отложенное наказание).

Отрицательное подкрепление - см. Подкрепление поведения.

Охранное поведение - см. Поведение.

Оценка - отношение к фактам внешней и/или внутренней среды, вырабатываемое сравнением с уже известными фактами по выделенному набору дифференциальных признаков.

Наверх

{jlvkcomments}


П

Парадигматические отношения (ИИ) - логические отношения ("часть-целое", родо-видовые, причинно-следственные и т.п.), связывающие между собой реальные объекты и представления в психике, а также связывающие между собой разные понятия в Субъектной Информационной Модели.

Партнер - другой субъект, вступающий в некоторые взаимодействия и отношения с рассматриваемым субъектом.

Партнерские игры - игры, подразумевающие активное участие партнера и используемые как средство коррекции психики и отношений с хозяином (например, поисковые игры, "перетягивания", "ладушки" и пр.).

Пассивное научение (бихев.) - сбор информации и выработка поведения путем наблюдения и/или под влиянием внешних принуждающих воздействий, без принятия самостоятельных решений и попыток осуществить некоторое поведение.

Пассивно-трусливый тип поведения - см. Тип поведения.

Первичная социализация (социализация по детскому типу) - установление специфических детских отношений с более сильными членами сообщества, основанное преимущественно на потребности детеныша в защите.

Переключение - 1. прием тренировки ЦНС за счет прерывания возбуждающей игры паузами торможения (например, по команде "Сидеть") и дальнейшего наращивания длительности пауз и "амплитуды" возбуждения и торможения; 2. в кинологическом жаргоне - одно из проявлений смещенной (переадресованной) реакции, когда вместо возможного соперника собака кусает собственного хозяина.

Пестун - молодая собака, младшая в стае по социальному рангу, выполняющая обязанности Опекуна.

Пищевая зависимость - изменение критериев и механизмов пищедобывательного поведения у домашних животных, связанное с отсутствием самостоятельной охоты и получением корма из рук хозяина, благодаря чему смысл пищедобывательного поведения переносится на те формы поведения, которые желательны для человека.

Пищедобывательное поведение - см. Поведение.

Планирование действий - выработка стратегии поведения, определяющей так называемое "дерево целей".

Поведение - совокупность действий живого существа, обеспечивающая достижение некоторой цели; система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде; последовательность произвольных действий и непроизвольных проявлений психической деятельности живого существа, доступных наблюдению извне.

  • Альтруистическое П. - П., адекватное целям и интересам сообщества в целом; может противоречить индивидуальным потребностям субъекта.
  • Аномальное П. - П. субъекта, не являющееся результативным с точки зрения удовлетворения той или иной потребности.
  • Аппетентное П. (консуматорный поведенческий акт) - П., направленное на удовлетворение собственных консуматорных (потребительских) потребностей и вызываемое событиями во внутренней среде.
  • Боевое П. - активная форма П. конкуренции или самосохранения, направленная на устранение противника.
  • Допустимое П. - ситуативно обусловленные формы поведения, не полностью отвечающие представлениям партнера, но не вызывающие у него сильных отрицательных эмоций.
  • Желательное П. (бихев.) - ситуативно обусловленные формы поведения, полностью отвечающие представлениям и критериям партнера.
  • Заместительное П. (бихев.) - желательные или, по крайней мере, допустимые формы поведения, вырабатываемые взамен нежелательных.
  • Индивидуальное П. - совокупность действий субъекта, реализуемых независимо от партнера (партнеров).
  • Исследовательское П. - П., направленное на активное получение информации о способах взаимодействия с объектами внешней среды (в том числе, и экспериментальное поведение); в отличие от ориентировочного поведения использует не наблюдение, а принцип "стимул-реакция"; формирует программы поведения и, тем самым, соответствует развитию стереотипного уровня СИМ. Предполагает активное воздействие на объект с целью выявления его признаков, функций и т.п., а также закономерностей его существования и взаимодействий с миром.
  • Коллективное П. - совокупность целенаправленных действий, реализуемых совместно группой живых существ; при этом на индивидуальное П. субъекта налагаются определенные ограничения.
  • Коммуникативное П. - совокупность благоприобретенных стереотипных форм поведения, служащих для межвидового общения.
  • Конфликтное П. (этол.) - форма поведения, сознательно или непреднамеренно приводящая к конфликту.
  • Неадекватное П. - поведение, не приводящее к удовлетворению потребности по причине его несоответствия состоянию среды.
  • Нежелательное П. (бихев.) - ситуативно обусловленные формы поведения собаки, не соответствующие представлениям и критериям хозяина и вызывающие у последнего сильные отрицательные эмоции.
  • Непроизвольное П. - как правило, безусловно-рефлекторные формы поведения, не затрагивающие процесса принятия решения и не служащие осмысленной реакцией субъекта на события (часто - спинальные рефлексы); никак не связано с удовлетворением потребностей субъекта.
  • Ориентировочное П. (ТД) - П., направленное на сбор информации о внешней среде без активного исследования взаимодействий; основывается преимущественно на пассивном наблюдении событий; служит механизмом заполнения фактографического уровня СИМ.
  • Охранное П. - П., обеспечивающее собственную безопасность животного и сообщества, к которому оно принадлежит, или защиту партнера и имущества.
  • П. метки - форма территориального поведения, обеспечивающая опознание территории как принадлежащей данному субъекту.
  • Пищедобывательное П. - комплекс форм поведения, направленных на добывание и потребление пищи.
  • Произвольное П. - формы поведения, являющиеся результатом принятия решений и реализующие осмысленную реакцию субъекта на события или позволяющие удовлетворить какую-либо потребность.
  • Противоречивое ритуальное П. - индивидуальные формы поведения, сочетающие в себе элементы разных комплексов ритуального значения (например, выражения страха и радости одновременно).
  • Результативное П. - П., приводящее к субъективно положительному результату.
  • Ритуальное П. - комплекс фиксированных стереотипных форм поведения, обеспечивающих внутривидовую коммуникацию и в явном виде выражающих структуру социальных отношений.
  • Родительское П. - сложный комплекс форм поведения, начинающийся у самки во второй половине беременности и заканчивающийся после выкармливания детенышей; у самцов Р.п. выражается в заботе о потомстве.
  • Самоотверженное П. - вариант ярко выраженного альтруистического поведения, при котором альтруистические мотивации противоречат эгоистическим, но не ставят под угрозу самосохранение субъекта.
  • Самоподкрепляемое П. (бихев.) - поведение, эффективным подкреплением которого служит его естественный результат, удовлетворяющий ту или иную потребность (например, добывание пищи).
  • Самопожертвования П. - крайнее выражение альтруистического поведения, имеющего приоритет по отношению к мотивациям самосохранения; возникает при угрозе безопасности партнера или сообщества.
  • Самосохранения П. - комплекс форм поведения, обеспечивающих индивидуальное выживание животного (включает в себя не только избегание, бегство, боевое поведение, но и пищедобывательное поведение).
  • Стрессовое П. (здесь) - адаптивное поведение (при психическом стрессе у собаки чаще всего представлено нецеленаправленным движением и/или лаем), имеющее целью сброс стрессового напряжения; наступает в момент перегрузки при остром стрессе и в момент снижения нагрузки при хроническом стрессе.
  • Территориальное П. - комплекс форм поведения, обеспечивающих владение некоторой территорией, необходимой для выживания живого существа и содержащей все потребные ресурсы.
  • Умиротворяющее П. - одна из форм ритуального поведения, служащая призывом к предотвращению и/или прекращению конфликта.
  • Эффективное П. - поведение, систематически приводящее к оптимальному результату в определенной ситуации и предполагающее минимизацию затрат.

"Поведение загнанной в угол крысы" (этол.) - ничем не сдерживаемая реакция самозащиты под действием безусловной угрозы и при отсутствии других вариантов поведения самосохранения; обычно наступает в пределах зоны безопасности.

Поведенческие стереотипы - автоматические формы поведения; подразделяются на врожденные и благоприобретенные.

Поведенческий акт - последовательность действий субъекта, предназначенная для удовлетворения потребности (или "равнодействующей" нескольких потребностей), активной в данный момент.

Подвижность нервных процессов - одно из описанных И.П.Павловым свойств ЦНС, характеризующее скорость перехода из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

Подкрепление поведения (бихев.) - положительные или отрицательные воздействия партнера, а также желательные или нежелательные для субъекта результаты поведения, способствующие дальнейшему повторению или угасанию данной формы поведения.

  • Вариативное П. - несистематическое (50%-ное или даже 30%-ное) подкрепление желательного поведения в последовательности, не поддающейся прогнозированию со стороны обучаемого субъекта.
  • Нулевое П. - отсутствие результата поведения, способствующее его прекращению ввиду того, что оно оценивается субъектом как нерезультативное или неэффективное.
  • Отрицательное П. - стимул, вызывающий у субъекта отрицательные эмоции и обуславливающий прекращение нежелательного поведения.
  • Условное П. - сигнал, не удовлетворяющий никакой потребности субъекта, но субъективно связываемый с удовлетворением хозяина и служащий синонимом реального подкрепления.
  • Эмоциональное П. - подкрепление поведения, воздействующее на эмоциональное состояние субъекта.

"Поезд Бейтсона" (бихев.) - модель развития психики, принадлежащая Грегори Бейтсону, которая рассматривает формирование психики как линейно упорядоченный процесс с возможными невосполнимыми потерями информации в так называемые "чувствительные периоды".

"Поиски врага" - форма невроза навязчивого поведения, для которой типично выслеживание определенной категории людей или животных, а затем и объективно необоснованная агрессия по отношению к ним; как правило, провоцируется хозяином при недостаточном доверии к собаке.

Поиск добычи - этап пищедобывательного поведения, включающий действия, направленные на обнаружение пищи.

Помеха - объективные факторы или вмешательства партнера, понижающие вероятность достижения цели субъектом.

Помощь - объективные факторы или вмешательства партнера, увеличивающие вероятность достижения цели субъектом.

Порог чувствительности - сила раздражителя, при которой наступает выраженная поведенческая реакция на него.

Порядок мотивации (здесь) - принадлежность мотивации к тому или иному уровню СИМ, определяющая ее приоритет.

Постоянная стая - см. Стая.

Потребность - субъективное отображение любого из факторов, необходимых для физиологической и психической деятельности субъекта, удовлетворяемая во взаимодействиях с внешней средой и процессах внутренней среды.

Потребность в человеке (кинол.) - обобщенное название всей совокупности потребностей домашней собаки, удовлетворяемых в общении с человеком.

Прагматика - субъективно оцениваемый практический смысл какого-либо действия, его ожидаемый результат с точки зрения удовлетворения потребностей.

Предметные игры - игры с предметами, демонстрирующие свойства и функции последних, используемые как средство обучения и/или коррекции психики.

Преобладающие реакции (ТД) - поведенческие проявления наиболее приоритетных потребностей, чаще и активнее других реализуемые собакой.

Преследование - этап пищедобывательного поведения (возможно - агрессии самозащиты или конкуренции), включающий действия, направленные на достижение убегающего.

Привязанность - форма партнерских отношений, определяемая наличием эмоциональной связи между партнерами.

Принцип оперантного обучения (бихев.) - активный и целенаправленный выбор субъектом программы поведения, обеспечивающей достижение желательного результата с минимумом затрат (эффективного поведения).

Принятие решения - психический акт, предшествующий реализации поведения и определяющий его конкретные формы.

Приоритет мотивации - очередность действия мотиваций при их конфликте; определяет собой вероятность срабатывания доминанты.

"Провал научения" (бихев.) - этап процесса научения, заключающийся в систематизации накопленной информации и внешне выражающийся в снижении показателей научения.

Прогноз - предположение о вероятности и возможных последствиях каких-либо известных событий и действий, которое основывается на имеющихся знаниях.

Прогнозирование - этап ППР, включающий построение прогностических предположений.

Проектирование поведения - этап ППР, в ходе которого подбираются необходимые поведенческие стереотипы и конструируются формы поведения, направленные на достижение желательного результата.

Произвольное поведение - см. Поведение.

Промежуточная социализация (социализация по типу молодняка) - предварительная выработка самооценки и установление временных форм социальных отношений, обеспечивающих подготовку к будущей социальной роли.

Противопоставление (ИИ) - операция в процессе обработки информации, основанная на сравнении и выявляющая различия между двумя и более блоками информации.

Противоречивое ритуальное поведение - см. Поведение.

Процедурный тип мышления (ИИ) - способность субъекта принимать решения лишь при наличии пошагового алгоритма обработки информации, а не по характеристике желательного результата.

Процесс принятия решения (ППР) - многоступенчатый итеративный процесс, в результате которого вырабатывается окончательная мотивация; начинается с активизации потребности и заканчивается реализацией поведения.

Психическая адаптация - приспособление к состоянию внешней и/или внутренней среды за счет процессов, протекающих в психике.

Психическая травма - острое реактивное состояние психики, возникающее при очень сильном превышении раздражителем возможностей психической адаптации; выражается в изменении поведения и реакций на события во внешней среде.

Психический стресс - см. Стресс.

Психологические потребности - потребности, обеспечивающие психологическую норму и адекватное целенаправленное поведение (потребность в информации, движении, игровая потребность, потребность в общении, ласке и т.п.).

Психологический голод - состояние неудовлетворенности насущных психологических потребностей субъекта, связанной с ограничением активной мыслительной деятельности; выступает как результат депривации.

Психологический диморфизм - естественные различия в психике и поведении животных разных полов, связанные с их биологическими различиями.

Наверх

{jlvkcomments}


Р

"Разделка" добычи - этап пищедобывательного поведения, включающий действия, направленные на расчленение добычи на куски; характерен для пищедобывательного поведения хищников и отсутствует у травоядных.

Раздражитель - фактор (событие) внешней или внутренней среды, обладающий некоторой значимостью для субъекта.

Ранг стайный - роль субъекта в сообществе (стае), определяющая функции субъекта и соотношение его прав и обязанностей.

Распознавание добычи - этап пищедобывательного поведения, включающий действия, направленные на определение признаков добычи и, в частности, степени ее съедобности; присущ как хищникам, так и травоядным.

Распознавание образов (ситуаций) (ИИ) - различение объектов, явлений, ситуаций и т.п. на основании неполных фактов и признаков, которые не могут быть определены априорным списком.

Реактивность поведения - одна из динамических характеристик психики, используемых в системе АРАКС, отражает скорость наступления реакции, соответствующую времени протекания процесса возбуждения.

Реакция - отклик живого существа на события во внешней и/или внутренней среде; может выражаться в наблюдаемом внешнем поведении или быть скрытой от наблюдателя.

Реализация поведения - осуществление тех или иных форм поведения, обеспечивающих удовлетворение некоторой потребности и/или приспособление к среде.

Результативное поведение - см. Поведение.

Релизер (этол.) - любой знак или поведенческий комплекс, автоматически вызывающий ответное стереотипное (видоспецифичное) поведение (например, поведение выпрашивания пищи у детенышей); термин введен Н.Тинбергеном.

Рефлекс - 1. жесткая и однозначная связь между стимулом и реакцией (ответной формой поведения) (В.М.Бехтерев); 2. частный случай поведенческого стереотипа.

  • Безусловный Р. - врожденный рефлекс, не требующий научения в жизненном опыте; в этологии - то же, что и комплекс фиксированных действий.
  • Условный Р. - рефлекс, вырабатываемый прижизненно, в силу научения (жизненного опыта) и/или целенаправленного обучения.

"Рефлекс свободы" - стремление к самостоятельному принятию решений, проявляющееся в неподчинении социальному лидеру (в том числе, хозяину).

Решение - результат психической деятельности, определяющий дальнейшее поведение (в т.ч. отложенное) или отказ от него.

Ритуальное поведение - см. Поведение.

Родительское поведение - см. Поведение.

Наверх

{jlvkcomments}


С

Самозащита - активные действия, направленные на обеспечение собственной безопасности; основные формы - агрессия самозащиты и избегание.

Самоотверженное поведение - см. Поведение.

Самооценка - представление субъекта о собственной приспособленности к выживанию и социальной ценности, зависящее от субъективной оценки, во-первых, физических возможностей, а во-вторых, степени адекватности и эффективности поведения, т.е. от развития психики; как и любое сугубо субъективное представление, может быть адекватной или неадекватной (заниженной, завышенной).

Самоподкрепляемое поведение - см. Поведение.

"Свой-чужой" - определение субъектом принадлежности другого животного к своему сообществу.

Семейная собака - собака, живущая в человеческой семье и принимающая критерии поведения, диктуемые хозяином; для С.с. характерно активное приспособление к широкому кругу непредсказуемых ситуаций.

Семья - сообщество животных, связанное брачными, детскими и родительскими отношениями.

Сенсорная перегрузка - перевозбуждение анализаторов органов чувств, вызванное слишком большим объемом сенсорной информации и/или динамикой чувственно воспринимаемых факторов.

"Сенсорный маячок" - раздражитель того же вида, что и источник перегрузки, резко отличающийся от фона по физическим характеристикам или интенсивности.

Сигнальщик - наименее ответственный подранг Воина; собака, как правило, наиболее возбудимая и недостаточно подготовленная к принятию решений; обязанности Сигнальщика связаны с оповещением более ответственных членов стаи о происходящих событиях и о необходимости реакции.

Сила нервных процессов - одно из описанных И.П.Павловым свойств ЦНС, характеризующее величину реакции на раздражитель.

Сила раздражителя - качественная интуитивно оцениваемая величина, отражающая предполагаемую значимость раздражителя для субъекта.

Симбиоз (биол.) - сосуществование организмов, приносящее им взаимную выгоду.

Синдром депривации - реактивное состояние психики, наступающее в результате резкого обеднения среды и образа жизни и, как следствие, недостаточного удовлетворения психологических потребностей субъекта.

"Синдром забитой собаки" - комплекс форм и критериев поведения, присущих недостаточно самостоятельной собаке в результате излишне жесткого воспитания; предполагает резко сниженную самооценку, отсутствие инициативы и плохо сформированный процесс принятия решений.

Синдром ранней депривации - совокупность поведенческих проявлений (повышенная возбудимость, беспредметное ориентировочное поведение, недостаточная гибкость поведения, робость в незнакомых условиях, недостаточная социализация и т.д.), обусловленная депривационным развитием (обеднением среды и поведенческих возможностей) с момента рождения до "возраста страхов".

Синдром резких изменений - совокупность изменений психики и поведения, проявляющихся в случае существенных (выходящих за пределы психической адаптации) изменений внешней среды и/или эмоциональной атмосферы.

Система ценностей - в психологии человека - субъективно оцениваемые приоритеты событий, субъектов и объектов.

Ситуативная самооценка - субъективная оценка своей способности достигнуть определенной цели относительно данных обстоятельств.

Ситуативное обучение - этап обучения собаки, связанный с формированием желательного баланса мотиваций и смысла поведенческих реакций на события во внешней среде.

Скопление - случайное множество животных, не предусматривающее никаких форм коллективного поведения (рой мошкары у огня); термин введен Дж.Э.Эйзенбергом.

Смещенная (переадресованная) реакция (ТД) - поведение, направленное не на тот объект, который послужил стимулом к нему, а на более близкий, безопасный и т.п., например, реакция на действия партнера, но направленная на другого партнера или на неодушевленный объект.

Сообщество - группа животных, связанных теми или иными устойчивыми отношениями в рамках коллективного поведения; формирование С. связано с тем, что коллективные формы поведения (добывание пищи, оборона и т.п.) более эффективны с точки зрения выживания и сохранения вида.

Сотрудничество - см. Тип контакта.

Социализация - процесс установления социальных контактов субъекта с другими членами сообщества; разделяется на три основных этапа - первичная социализация, промежуточная социализация и окончательная социализация.

Социальная роль (здесь) - совокупность прав и ответственности субъекта, определяющая его место в пределах сообщества; выражается в нормах альтруистического поведения, налагающих те или иные ограничения на эгоистические мотивации.

Социально обусловленные подкрепления - подкрепления поведения, затрагивающие социальный уровень СИМ, то есть, воздействующие на представления об отношениях с партнерами по сообществу.

Социальный уровень СИМ - см. Уровень СИМ.

Союз - в терминологии К.Лоренца - наиболее развитая форма сообщества, для которой характерны закрытость и индивидуальность; то же, что стая.

Сравнение (ИИ) - операция в процессе обработки информации, позволяющая определить тождественность разных блоков информации или различия между ними.

Среда - совокупность объектов и субъектов реальной действительности, те условия, в которых существует и действует живое существо; подразделяется на внешнюю и внутреннюю среду; психологическое воздействие среды характеризуется по информационной насыщенности и динамике событий.

  • Внешняя С. - реалии действительности (одушевленные и неодушевленные), существующие вне живого существа и отражаемые им в процессе психической деятельности.
  • Внутренняя С. - совокупность физиологических, биохимических, психических и физических факторов, действующих в организме живого существа.
  • Нормальная С. - среда, отвечающая возможностям психической адаптации субъекта по информационной насыщенности и динамике событий.
  • Обедненная С. - среда, ограничивающая возможности психики и поведения субъекта по своей информационной насыщенности и динамике событий.
  • Экстремальная С. - среда, превосходящая возможности психической адаптации субъекта по своей информационной насыщенности и динамике событий.

Стабильность поведения - одна из динамических характеристик психики, используемых в системе АРАКС, отражает воспроизводимость поведения при одинаковых условиях.

Старшая Мать - наиболее авторитетная и ответственная из Матерей, сильная, хорошо развитая физически и психически сука; обеспечивает контроль над выращиванием и воспитанием щенков всеми Матерями стаи.

Старший Воин - наиболее опытный из Воинов, "назначаемый" Вожаком и являющийся его главным помощником и претендентом на ранг Вожака.

Старшинство видов - особый критерий поведения, существующий только у домашней собаки и определяющий отношения собаки и человека как ведомого вида и вида-лидера.

Стая - наиболее развитая форма сообщества животных, в которой присутствуют все признаки, описанные Дж.Э.Эйзенбергом (когезия, общая система коммуникации, разделение обязанностей, личное узнавание, замкнутость); по К.Лоренцу - союз.

  • Временная С. - сообщество животных одного вида, существующее в течение некоторого времени (например, при встречах на прогулке), в котором могут вырабатываться определенные социальные отношения, хотя и менее жесткие, чем в постоянной стае; существует только у домашних животных.
  • Постоянная С. - сообщество животных (одного или более видов), постоянно пребывающих вместе и поддерживающих стабильные социальные отношения; характеризуется устойчивыми коллективными интересами и коллективным поведением.
  • Условная С. - постоянное сообщество (см. постоянная стая), включающее животных разных видов; существует только у домашних животных и образуется по воле человека.

Стереотип - устойчивая форма сколь угодно сложного поведения, соответствующая той или иной ситуации и стабильно воспроизводимая субъектом; отличается от рефлекса тем, что стереотип может представлять собой реакцию не на один стимул, а на некоторую совокупность факторов, воздействующих на субъект; отличается от комплекса фиксированных действий (в терминологии К.Лоренца) тем, что может реализовать не только видосохраняющие функции.

Стереотипные формы поведения - то же, что поведенческие стереотипы.

Стереотипный уровень СИМ - см. Уровень СИМ.

Стереотипы территориального поведения - поведенческие стереотипы, определяющие поведение субъекта в отношении территории.

Стимул - событие во внешней и/или внутренней среде, вызывающее реакцию субъекта; побуждение к действию, побудительная причина поведения.

Стратегическое мышление - см. Мышление.

Стратегия поведения - последовательность действий, направленных на достижение цели, каждое из которых может быть реализовано разными поведенческими программами.

Стресс (общий адаптационный синдром - ОАС) - состояние организма, неспецифическая защитная реакция, возникающая в ответ на действие сильных раздражителей или повреждающих факторов, развитие которой проходит в три стадии: стадия тревоги, стадия резистентности и стадия истощения.

  • Кумулятивный (накопленный) С. - ОАС, наступающий под влиянием суммирующегося эмоционального отклика на последовательность событий, когда накопленное возбуждение превышает индивидуальные пределы психической адаптации.
  • Острый С. - стресс (ОАС) , представляющий собой непосредственную реакцию на одиночное событие, когда сила воздействия (стресс-фактора) превышает индивидуальные пределы адаптации.
  • Психический С. - психологическая (эмоциональная и поведенческая) реакция субъекта на психическое воздействие.
  • Психофизиологический С. - физиологическая реакция субъекта на психические воздействия.
  • Транспортный С. - частный случай С., переживаемого животным при перевозке его транспортом.
  • Физиологический С. - физиологическая реакция субъекта на физиологическое воздействие (биологические, химические, физические факторы, травмы и т.п.); в более широком смысле - физиологическая компонента любого стресса.
  • Физиопсихический С. - психологическая (эмоциональная и поведенческая) компонента реакции субъекта на физиологические воздействия (на уровне непроизвольного и произвольного поведения).
  • Хронический С. - стресс (ОАС) , представляющий собой реакцию на длительные эмоциональные нагрузки; поведенческие изменения наступают при резком снижении нагрузок.
  • Эмоциональный С. - 1. эмоциональная реакция субъекта на запредельные воздействия, в т.ч., эмоциональная компонента любого стресса; 2. стресс (ОАС), наступающий как реакция на психологические воздействия в сфере эмоций, и, в частности, выражающийся в изменении поведения и/или механизмов психической деятельности.

Стрессовое поведение - см. Поведение.

Стрессор (стресс-фактор) - этиологический фактор стресса, первичное воздействие, вызывающее стресс; может относиться как к физиологической, так и к психологической сфере.

Субъект (здесь) - живое существо, осуществляющее приспособление к среде за счет активного сбора, переработки и генерации информации.

Субъектная Информационная Модель (СИМ) - совокупность информационных структур, содержащих сугубо субъективные представления о внешней и внутренней среде.

Субъектная Информационная Модель Партнера (СИМП) - информационная модель, построенная аналогично собственной СИМ и описывающая представления субъекта о состоянии психики и возможном поведении партнера.

Наверх

{jlvkcomments}


Т

Тезаурус (ИИ) - сумма знаний о себе и мире, накопленных субъектом к определенному моменту, служащая основой психической деятельности; в компьютерных информационных системах - информационная база, имеющаяся в распоряжении системы.

Темперамент - совокупность динамических характеристик, описывающих протекание психической деятельности; термин, как принято считать, принадлежит Гиппократу.

Территориальное поведение - см. Поведение.

Тип высшей нервной деятельности - совокупность основных свойств, или обобщенная характеристика функционирования ЦНС, включающая в себя силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов; четыре описанных типа ВНД примерно соответствуют четырем типам темперамента; термин введен И.П.Павловым.

Тип внешнего поведения (ТД) - качественная характеристика ВНД, оцениваемая интуитивно по видимым поведенческим реакциям.

  • Возбудимый Т.п. - интуитивно определяемый по динамике тип поведения, соответствующий холерическому темпераменту.
  • Малоподвижный, спокойный Т.п. - интуитивно определяемый по динамике тип поведения, соответствующий флегматическому темпераменту.
  • Пассивно-трусливый Т.п. - интуитивно определяемый по динамике тип поведения, соответствующий меланхолическому темпераменту.
  • Умеренно возбудимый Т.п. - интуитивно определяемый по динамике тип поведения, соответствующий сангвиническому темпераменту.

Тип контакта - характер отношений между собакой и человеком-хозяином, определяемый возможностью совместного удовлетворения психологических потребностей.

  • Бытовой Т.к. - отношения собаки и хозяина, строящиеся преимущественно на удовлетворении физиологических потребностей животного при недостаточном внимании к его психологическим потребностям.
  • Дикий Т.к. - отношения собаки и хозяина, основанные на взаимном непонимании и недоверии животного и человека.
  • Сотрудничество - отношения собаки и хозяина, основанные на полном понимании и доверии; наиболее развитый тип контакта, предусматривающий разнообразие форм общения и богатство коллективных стратегий поведения.
  • Формальный Т.к. - отношения собаки и хозяина, основанные преимущественно на управлении поведением при недооценке эмоциональной компоненты контакта.
  • Эмоциональный Т.к. - отношения собаки и хозяина, основанные преимущественно на эмоциональных реакциях при недооценке лидирующей роли человека и управления поведением.

Торможение - активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся внешне в подавлении или предупреждении другой волны возбуждения; в ряде случаев (в физиологии ВНД) под Т. подразумевают общее снижение поведенческой возбудимости вплоть до апатии или сонливости.

Наверх

{jlvkcomments}


У

Умеренно возбудимый тип поведения - см. Тип поведения.

Умиротворяющее поведение - см. Поведение.

Управление поведением - совокупность действий партнера (животного или человека), направленных на формирование и реализацию желательных форм поведения.

Уравновешенность нервных процессов - одно из описанных И.П.Павловым свойств ЦНС, характеризующее баланс процессов возбуждения и торможения.

Уровень СИМ - условно выделяемая информационная структура, содержимое которой используется в процессе психической деятельности и обуславливает принимаемые решения.

  • Идеальный У. - ИС, содержащая представления субъекта о закономерностях функционирования высшей системы, определяющей состояние среды и возможные взаимодействия с ней; для домашней собаки главной компонентой идеального уровня являются представления о закономерностях жизнедеятельности человека.
  • Когнитивный У. - ИС, содержащая представления об общих закономерностях взаимодействий с внешней средой и способах их выявления.
  • Критериальный У. - ИС, содержащая правила выбора вариантов стереотипов и построения стратегий поведения, наиболее адекватных данной ситуации; играет определяющую роль в приспособлении поведения субъекта к среде; предполагает развитие вариативного мышления.
  • Модальный У. - ИС, отображающая отношение субъекта к фактам, событиям и явлениям среды, а также к собственному поведению и поведению партнера.
  • Социальный У. - ИС, содержащая представления субъекта о собственной социальной роли, о ролях партнеров и о структуре отношений в сообществе.
  • Стереотипный У. - ИС, содержащая стандартные поведенческие программы (стереотипы), субъективно признанные адекватными некоторым типовым, устойчиво повторяющимся ситуациям.
  • Фактографический У. - ИС, содержащая фактографическую информацию.
  • Эмоциональный (модальный) У. - то же, что Модальный уровень.

Условная стая - см. Стая.

Условное подкрепление - см. Подкрепление поведения.

Условный рефлекс - см. Рефлекс.

Наверх

{jlvkcomments}


Ф

Фактографическая информация - конкретные сведения (главным образом, выражаемые в мерах), отражающие состояние внешней и/или внутренней среды.

Фактографический уровень СИМ - см. Уровень СИМ.

Физиологические потребности - потребности, служащие поддержанию физиологической нормы организма, его выживанию и сохранению вида (потребность в пище, воде, сне и отдыхе, поддержании температуры тела, сексуальная потребность и т.п.).

Физиологический стресс - см. Стресс.

Филогенез (биол.) - развитие вида в целом или какого-либо видоспецифичного признака в его эволюционном аспекте.

Формальный тип контакта - см. Тип контакта.

Форма поведения - более или менее сложный комплекс целенаправленных действий, направленный на удовлетворение какой-либо потребности.

"Формула стресса" - качественная зависимость, определяющая связь силы эмоций с факторами и событиями внешней и внутренней среды.

Функциональный дубль - команда, отличающаяся от основной (нормативной) по форме и выполняемым действиям, но предоставляющая хозяину собаки те же возможности, что и основная команда.

Наверх

{jlvkcomments}


Х

Хронический стресс - см. Стресс.

Наверх

{jlvkcomments}


Ц

Цель (здесь) - желательный результат поведения, состоящий в удовлетворении некоторой потребности.

Наверх

{jlvkcomments}


Щ

Щенок - 1. собака в возрасте до 6 месяцев; 2. (здесь) - стайный ранг, не предполагающий никакой социальной ответственности, но обладающий широкими правами.

Наверх

{jlvkcomments}


Э

Экстраполяционное мышление (ИИ) - см. Мышление.

Экстремальная среда - см. Среда.

Эмоциональная зависимость (от хозяина) - одно из проявлений гипер-эмоциональности, недостаточная самостоятельность животного в эмоциональном плане; проявляется постоянным следованием животного (собаки) за хозяином, часто служит причиной неврозов одиночества.

Эмоциональное подкрепление - см. Подкрепление поведения.

Эмоциональный (модальный) уровень СИМ - см. Уровень СИМ.

Эмоциональный дисбаланс - состояние эмоционального уровня, соответствующее неадекватности (избыточности или недостаточности) эмоциональных стимулов и реакций.

Эмоциональный статус - состояние эмоций живого существа, определяемое их соотношением по смыслу и силе.

Эмоциональный стресс - см. Стресс.

Эмоциональный тип контакта - см. Тип контакта.

Эмоция - субъективный отклик живого существа на события во внешней и/или внутренней среде, имеющий смысл отношения к событиям и не всегда выражающийся в наблюдаемом внешнем поведении.

Этология - направление в зоопсихологии, изучающее поведение, присущее тому или иному виду в биологически обусловленных ситуациях и обеспечивающее выживание и сохранение вида; одна из целей этологии - определение эволюционной близости видов по свойственному им поведению (основоположник - К.Лоренц).

Эусоциальное сообщество - тип сообществ животных, для которых невозможно индивидуальное выживание (муравейник, пчелиный рой, колония кораллов и т.п.).

"Эффект забора" (этол.) - резкая смена характера поведения животного при пересечении сильным конкурентом пределов зоны уверенности, поведение меняется от агрессии к менее уверенному вплоть до избегания, проявляющегося в бегстве; термин введен Конрадом Лоренцем.

Эффективное поведение - см. Поведение.

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама