Анализ поведения
ЗООПСИХОЛОГИЧЕСИЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Зоопсихологический анализ поведения животных необходим для решения следующих практических задач:
- Определение причин нежелательного и/или неадекватного поведения (смещение приоритетов потребностей, неврастенический статус, недостаточное или искаженное развитие основных структур психики, нарушение отношений с хозяевами),
- Выявление индивидуальных факторов, способствующих патологическому приспособлению к условиям жизни,
- Определение целей коррекции и составление плана работы,
- Определение необходимых режимов проведения коррекции,
- Определение приемов коррекции
- Выбор приемов и методов стабилизации нервной деятельности,
- Подбор упражнений, ориентированных на развитие необходимых структур психики,
- Определение направлений коррекции социальных отношений (не только с основным хозяином, но и в семье)
- Методическая работа с хозяином.
По результатам зоопсихологического анализа поведения составляется индивидуальная программа адаптивной коррекции поведения (АКП-программа).
Имея дело с жалобами хозяев собак и кошек на поведение животных, мы не имеем права интерпретировать происхождение проблем наугад или по аналогии с человеком. Следует максимально точно (с максимальной вероятностью) установить причину поведения с обязательным учетом видовой, породной, возрастной специфики и индивидуальных факторов, определяющих приспособительное поведение.
Видовая специфика определяется тем, как и к каким факторам эволюционно приспособлен данный вид животных. Любые противоречия прижизненных условий с генетической памятью вида приводят к глубоким конфликтам нервных процессов, что губительно для нервной системы. В этом случае становится весьма вероятным быстрое развитие неврастении, отмечается большое количество стрессовых реакций и опасных нервных срывов. В частности, повышается вероятность немотивированной агрессии. Кроме того, неврастенический статус способствует развитию психосоматических заболеваний.
Поэтому в дополнение к предлагаемой схеме зоопсихологического анализа поведения необходимо рассматривать и соответствие условий содержания видовым психогигиеническим нормам (состав и режим кормления, наличие места-"логова" и зоны безопасности, режим суточных ритмов, количество сна, количество и характер двигательной активности, количество и качество игр и ласк, режим общения с хозяевами).
Нормализация психогигиенических условий совершенно необходимо в двух основных целях:
- сокращение количества "фоновых" стрессовых воздействий,
- запуск естественных механизмов адаптации с целью их использования при адаптивной коррекции поведения.
Дальнейшее обследование состоит из нескольких этапов.
ЭТАП 1. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ.
- Какая потребность действует в этот момент и в этой ситуации?
- Оценивается по характеру инстинктивного поведения в конкретной ситуации.
- Нормален ли ее приоритет или она гипертрофирована?
- Оценивается по отношению к биологически обусловленному балансу мотиваций (см. "Мотивационный анализ").
- Какие факторы способствуют смещению приоритетов (тревожность, злоупотребления лакомствами, игрушками и т.п.)?
- Оценивается по данным анкеты или опроса хозина (действие этих факторов в других ситуациях)
- Чем подкрепляется данное поведение?
- Естественный результат поведения (самоподкрепление) или реакция хозяина?
- Существуют ли допустимые пути удовлетворения актуальной потребности?
- Как можно использовать актуальную потребность, нормализовав поведенческие проявления?
- Какие иные потребности можно использовать для смягчения проблемы?
ЭТАП 2. СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ.
Нормален ли способ удовлетворения потребности?
- Соответствие образу жизни
- Соответствие видовым нормам
- Соответствие породным нормам
- Соответствие возрастным нормам
Если способ удовлетворения данной потребности нормален для вида и соответствует всем прочим параметрам, следует объяснить это хозяину и попытаться найти пути смягчения проблемы без вмешательства в видовые инстинкты.
ЭТАП 3. АНОМАЛЬНЫЕ ПУТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ (анализ развития и/или оценка реального состояния)
- Восприятие внешней информации
- Развитие анализа на фактографическом уровне
- Нарушение наследственных стереотипов
- Неправильное научение
- Неправильное обучение
- Преобладание эгоистических критериев
- Самооценка и самостоятельность
- Развитие социальных отношений (видовых и межвидовых)
ЭТАП 4. СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
- Оценка динамических характеристик поведения (система АРАКС). Допустима приблизительная оценка по наблюдаемому поведению без проведения полного тестирования
- Выявление динамических характеристик, подлежащих коррекции
- Оценка моторики
- Учитываются все особенности моторики, присущие данному виду, и анализируются возможные причины ее нарушения. Особое внимание уделяется движениям задних ног, "резиновой" или сгорбленной спине.
- Наличие истерических реакций и нервных срывов
- Оценивается по данным опроса хозяина
ЭТАП 5. ОТНОШЕНИЯ С ХОЗЯИНОМ
- Уровень доверия и авторитета хозяина
- Тип отношений
- Подавление, самостоятельность или вседозволенность
- Зависимость от хозяина (поведенческая и эмоциональная)
- Выявление путей коррекции типа отношений
- Социальная структура семьи, осознание своего социального ранга
- Отношения с другими животными (если они есть в семье)