АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

ПРИРОДА ЭМОЦИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ
ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Tribute to П.В.Симонов

   Вопрос о том, что такое эмоции и зачем они нужны живому существу, исследовал замечательный ученый Павел Васильевич Симонов (см. его книгу "Эмоциональный мозг"). С тех пор в науке твердо устоялось представление о том, что :

  • Эмоция есть отражение удовлетворенной (положительная) или неудовлетворенной (отрицательная) потребности;
  • Интенсивность отрицательных эмоций зависит от силы потребности и вероятности удовлетворения потребности;
  • Возбуждение, порождаемое отрицательными эмоциями, затрачивается на поведение, удовлетворяющее эту потребность.

   Необходимо отметить, что оценка потребности чисто субъективна;  значимость потребности может быть как занижена, так и гипертрофирована. Это зависит от большой совокупности индивидуальных факторов в процессе формирования психики.

   Положительные эмоции и их роль в психической деятельности остались практически не исследованными.

   Попытаемся полнее охарактеризовать как отрицательные, так и положительные эмоции, определив их роль в формировании поведения и стрессовых реакциях. Для этого нам понадобится условный график, отображающий динамику нервного возбуждения (оно отвечает интенсивности эмоций) во времени. Время откладывается по оси абсцисс, а по оси ординат отмечается интенсивность возбуждения. Ноль по оси ординат соответствует "равновесному" состоянию, когда потребность удовлетворена настолько, что не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций.

   Здесь мы рассматриваем графическое представление единичной потребности. Если в один и тот же момент времени актуальны две и более потребности, то "равнодействующая" между ними находится по правилам мотивационного анализа. Интенсивность эмоций определяется "формулой стресса". Эти правила и формула описаны в монографии "Прикладная психология собаки".

   Пунктирной линией мы отметили здесь некий индивидуальный диапазон, в пределах которого эмоции не вызывают интенсивных реакций со стороны нервной системы.

   В отрицательной области эмоции в пределах диапазона адаптации  (-АД) отражают потребность, не нуждающуюся в немедленном удовлетворении (например, несильный голод). Эти эмоции уже отражаются в сознании и регистрируются нервной системой, но они не приобретают той силы, которая служит первотолчком к поведению.

   Если потребность достигает уровня, который требует ее удовлетворения (голод со временем нарастает), то интенсивность отрицательных эмоций также растет и начинает осознаваться как мотивация к поведению. График спускается в "диапазон эустресса" (-ЭД). В пределах -ЭД эмоция приводит к поиску способа удовлетворения потребности.

   Крайне важно то, что эустресс не предполагает одного-единственного варианта поведения. Эмоции эустресса активизируют внутренние процессы поиска решения – процессы адаптации к реальным условиям. Тем самым эустресс позволяет формировать интеллектуальные способности и развивать процесс принятия решения.

   Если существует необходимый вариант поведения, удовлетворяющий потребность, то отрицательная эмоция прекращает свое действие. Если же "хорошего" варианта поведения нет, то интенсивность отрицательной эмоции нарастает и ее значения выходят в "диапазон дистресса" (-ДД). Эта ситуация отвечает "стадии истощения" по Селье.

   Что же происходит в области положительных эмоций, где потребность удовлетворена и, следовательно, нарастание интенсивности эмоций не влечет за собой необходимости поиска варианта поведения?

   Диапазон нормального удовлетворения потребности представляет собой зону комфортных ощущений. Необходимость в соответствующем поведении постепенно снижается.

   Допустим, что потребность в пище удовлетворена и соответствующая эмоция перешла в положительную область (верхняя область графика, т.е. +АД). Потребность удовлетворена, пищевое поведение может быть прекращено, но его продолжение пока ничем не угрожает.

   Если же потребление пищи продолжается, то нервное напряжение переходит в зону положительного эустресса (+ЭД). Этот диапазон может быть охарактеризован как зона удовольствия. Следует заметить, что животные не склонны к избыточному удовлетворению потребностей, то есть, к удовольствию, но может запасать энергию впрок. Человек же может переедать ради вкусовых ощущений и удовольствия как такового.

   Эмоции положительного эустресса служат отчетливым сигналом к прекращению пищевого поведения и предупреждают о возможном дистрессе. Если же пищевое поведение не прекращается (бытовое обжорство или пищевой невроз – булимия), то +ЭД переходит в +ДД. Возникают неприятные физические ощущения; возможны даже соматические заболевания. Нервное перенапряжение, вызванное положительным дистрессом, нередко приводит к истерике и нервному срыву, а после него остается чувство, напоминающее алкогольное похмелье.

   Подобный анализ возможен в отношении любой потребности. Совершенно необходимо учитывать, что эустресс стимулирует поиск адаптации только по отношению к актуальной потребности. Степень удовлетворения других потребностей на формирование поведения не влияет.

   Чрезмерное удовлетворение потребности может не только приводить к неприятным ощущениям, но и впрямую угрожать самосохранению. Так, например, переевшее и отяжелевшее животное с трудом реагирует на сиюминутную опасность, а при систематическом переедании страдает ожирением, его физические возможности сокращаются, что приводит к снижению вероятности выживания.

   Образно говоря, отрицательные эмоции служат стартером для процесса принятия решения и поведения, тогда как положительные эмоции играют роль тормоза. Здесь скрывается ответ на вопрос о том, почему избыточное положительное подкрепление поведения у животных приводит к угашению этого поведения.

   Необходимо отметить, что в диапазонах дистресса (как отрицательном, так и положительном) интенсивные эмоции представляют собой помехи для упорядоченных и скоординированных нервных процессов, то есть – для нормальной интеллектуальной деятельности. Это еще одно неприятное следствие дистресса – неспособность к развитию и формированию адекватного поведения.

   Изложенные соображения о природе эмоций дают важные ключи к методике обучения, основанной на самоподкреплении.

   По определению бихевиористов, самоподкрепляемое поведение – это такое поведение, положительный результат которого удовлетворяет актуальную потребность и, тем самым, автоматически закрепляет данное поведение. Нежелательные формы поведения домашних животных именно потому так устойчивы, что они являются самоподкрепляемыми, а найти равную по силе противодействующую мотивацию очень и очень трудно.

   Из самого определения самоподкрепляемого поведения следует очевидный и простой до гениального вывод: желательное подкрепление станет столь же устойчивым, если оно будет удовлетворять актуальную потребность. Следовательно, для коррекции нежелательного (проблемного) поведения остается только:

  • правильно определить потребность, приводящую к данному поведению;
  • найти желательный или хотя бы допустимый способ ее удовлетворения;
  • закрепить его, организовав правильную оценку результата.

   Если же речь идет об обучении поведению, не имеющему актуальной мотивации, то эта мотивация может быть создана и использована на основании мотивационного анализа (см. "Прикладная психология собаки").

   Следует учесть еще один весьма важный факт.

   Все потребности, порождающие то или иное наблюдаемое поведение,  имеют актуализирующий фактор (внешний или внутренний) и поэтому обусловлены ситуативно. Это значит, что любая потребность локальна во времени и пространстве. При изменении значимых обстоятельств она может измениться, быть удовлетворена, перестать действовать, уступить более приоритетной потребности. Поэтому, например, собака перестает играть или выполнять команды при появлении угрожающего соперника. При любой угрозе прекращаются  даже такие важные формы инстинктивного поведения, как пищевое или брачное.

   Существует, однако, одна глобальная потребность, действующая всегда и на любое живое существо. Это потребность в выживании – то есть, в максимальной приспособленности к реальным условиям. Формы удовлетворения этой глобальной потребности разнообразны и зависят от актуальной локальной потребности, но способ удовлетворения всегда один и тот же – нахождение оптимального варианта удовлетворения локальной потребности. Эмоция, отвечающая потребности в выживании характеризуется как самооценка. При неудовлетворенной потребности в выживании самооценка будет заниженной, при нормальном удовлетворении – адекватной, при переудовлетворении – завышенной. Как заниженная, так и завышенная субъективная самооценка приводят к ошибочной адаптации и неверному выбору варианта поведения, а следовательно – и к повышенным рискам.

   Животное, обучающееся оптимальным вариантам поведения и, следовательно, повышающее степень адаптации и вероятность выживания, испытывает глубокие положительные эмоции, которые практически никогда не рискуют перерасти в положительный дистресс.

   Методика самоподкрепления (она же методика адаптивной коррекции поведения – АКП-методика) базируется на принципах естественного приспособления животного к реальным условиям.  Основной идеей этой методики является не разучивание определенного варианта поведения, а обучение способам принятия решения – то есть, правилам выбора оптимального варианта поведения.

   Оптимальное поведение отвечает двум основным требованиям:

  • оно удовлетворяет актуальные потребности собаки;
  • оно не противоречит нормам поведения, исходящим от человека-хозяина.

   Это становится возможным при условии использования видовых законов выживания и норм отношений, делающих человека лидером в приспособлении к антропогенной среде.

   АКП-методика снимает ограничения широко применяемых поведенческих методик, а именно:

  • за счет самоподкрепления поведение формируется достаточно быстро и надежно;
  • снимается зависимость от искусственно вводимых подкреплений (лакомство, игрушка и т.п.);
  • формируются упорядоченные нервные пути, отвечающие за выбор оптимального варианта поведения и снижающие вероятность дистресса за счет координации процессов возбуждения и торможения;
  • достигается уравновешенное состояние нервной системы, способствующее интеллектуальной деятельности;
  • становится возможной выработка поведения по принципу "делай что хочешь, только не…".

   Существенным достоинством АКП-мептодики является также возможность использования стрессового запечатления для более быстрого и надежного закрепления всей ценной информации, включая оптимальные варианты поведения.

   Эти преимущества АКП-методики делают ее максимально эффективной для формирования самостоятельных реакций животных в насыщенной и динамичной среде.

   АКП-методика строится именно на удовлетворении потребности в максимальной адаптации. Знание законов выживания и видоспецифичых форм поведения, присущих данному виду животных,  позволяет осуществить следующие методические приемы:

  • определение актуальной потребности, приводящей к нежелательному поведению, или выбор потребности, обуславливающей желательное поведение;
  • выбор допустимого варианта поведения для удовлетворения актуальной потребности;
  • выбор факторов, способствующих возникновению эустресса;
  • определение совокупности внешних условий, поддерживающих состояние эустресса, но не приводящих к переходу в ДД;
  • нахождение способа демонстрации результата поведедния, удовлетворяющего актуальную потребность.

   Квалификация специалиста, проводящего такую работу, кроме системных знаний, определяется его умением создавать и удерживать состояние эустресса, определяя его по произвольным и непроизвольным проявлениям нервной перегрузки. При возникновении нерасчетных перегрузок и угрозе дистресса специалист обязан владеть методами разгрузки нервной системы.

   Структура эмоций у человека существенно сложнее, чем у животных, что связано со значимостью собственных личностных качеств и более развитой самооценкой человека. Следует иметь в виду, что у человека существует мета-уровень, на котором представлены производные эмоции, порождаемые оценкой собственных переживаний.

   Хорошим примером могут служить эмоции человека, вынужденного соблюдать пищевую диету. Пищевая потребность удовлетворяется недостаточно, человек испытывает отрицательную эмоцию голода. Однако сама эта эмоция может стать поводом для положительных мета-эмоций, связанных, например, с повышением самооценки или даже с самосохранением. В зависимости от обстоятельств это может быть удовлетворение от желанного снижения массы тела (самооценка) или с улучшением здоровья и самочувствия (самосохранение).  Одновременно могут явиться и мета-эмоции социального уровня: это прогноз более положительного отношения значимых партнеров (например, их восхищения силой воли голодающего).

   Мета-эмоции сами по себе могут вызывать стрессы, относящиеся к любому из описанных выше диапазонов.

   Эти существенные отличия необходим о тщательно учитывать при анализе эмоционального состояния человека и его отношения к реальным событиям.

Наверх

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама