АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Секреты управления приспособлением к жизни

Наши партнеры

 

 

Информационные модели в психологии

© Н.Д.Криволапчук 

Метод информационного моделирования в применении к психологии личности и межличностных отношений позволяет получить формализованное описание личности в ее статике и динамике, а также описание всех взаимодействий, в которых участвует субъект, и результирующих изменений личности. Метод применим к любому типу межличностных отношений: семейным, дружеским, служебным, деловым и т.п. На основе информационного моделирования личности становятся возможными оценки межличностной совместимости партнеров, а оптимизация межличностных субъектных взаимодействий позволяет максимально реализовать потенции партнерства в развитии обеих личностей. Важные перспективы применения метода информационного моделирования связаны с оптимизацией процесса воспитания и обучения как формирования желательной личностной структуры с одновременной коррекцией динамических характеристик поведения. Одним из нетривиальных применений метода может явиться анализ ожиданий социума и целенаправленное формирование харизмы потенциального лидера.

Основой метода является семиуровневая Субъектная Информационная Модель (СИМ), отображающая представления субъекта о себе самом, об окружающем мире и правилах любых взаимодействий с ним - от конкретно-бытовых до философски-идеальных, относящихся к метауровню существования субъекта. Модель допускает формализованное представление в терминах прикладной математики исчисление предикатов, формальные логики, теория вероятностей, теория игр и т.п.) с привлечением аппарата теории искусственного интеллекта (фреймовые структуры) для представления ассоциативно-интуитивной компоненты.

На информации, содержащейся в СИМ, определяются структуры и операции вывода, отображающие процесс построения (n+1)-го уровня на основе (n)-го и, наоборот, реализации представлений (n+1)-го уровня в конкретике (n)-го уровня. Формирование любого поведения субъекта рассматривается как процесс принятия решения, зависящий от структуры и заполнения СИМ. Решение представляется как функция от потребностей субъекта, оценки им внешних и внутренних ограничений и самооценки, а также от имеющихся в распоряжении субъекта средств реализации и эффективности стратегии их применения.

Вероятность принятия того или иного решения определяется индивидуальным балансом мотиваций, который зависит от заполнения СИМ и расстановки приоритетов в ней. Вероятность реализации поведения (моментальной или отложенной) опосредуется также и действием внешних ограничений, отражаемых (хотя и не обязательно адекватно) субъективной оценкой, которая, в свою очередь, представляет собой функцию от информации СИМ.

В результате реализации поведения субъект приобретает тот или иной жизненный опыт, который может либо подтверждать информацию, содержащуюся в СИМ, либо вынуждать ее трансформироваться. При этом вероятность модификации СИМ зависит от новизны полученной информации ее значимости и субъективных оценок.

Эта схема формирования поведения дает основу для прогнозирования поведения, а также для определения момента и характера воздействий, имеющих целью выработку желательного поведения. На этом основан процесс научения и обучения, трансформирующий СИМ в желательном направлении. Коррекция нежелательного поведения субъекта на основе анализа поведенческого акта и сопутствующих мотиваций оказывается существенно более эффективной, чем воздействие при помощи запретов и предписаний.

Межличностные отношения строятся на основе поведения субъекта и отношения к нему партнера (партнерской оценки). В описании межличностных отношений необходимо учитывать исходную совместимость СИМ обоих партнеров и индивидуальных балансов мотиваций ("систем ценностей"), однако решающим фактором успешного партнерства следует считать возможность и совместимость модификации СИМ под влиянием СИМ партнера ("уроков"), определяемую интуитивной прогностической оценкой перспектив партнерства.

Степень удовлетворенности субъекта партнерскими отношениями зависит от полноты и адекватности его представлений о СИМ партнера, которые выражаются в точности прогноза поведения партнера в тех или иных обстоятельствах. Важную роль в становлении межличностных отношений играет не только идентификация партнера, но и самоидентификация, описываемые такой же логической структурой, что и любой из объектов, представленных в СИМ. В процессе межличностных отношений "модель партнера" постоянно уточняется и изменяется, причем характер этих изменений и прогноз перспектив сами по себе обусловлены структурой первичных ожиданий с одной стороны и результатами поведения партнера - с другой. В развитии межличностных взаимодействий изменения СИМ могут вести не только к упрочению (повышению объективной и субъективной эффективности) отношений, но и к их ослаблению, вплоть до полного разрыва.

Информационные модели партнерства позволяют описать три основных типа межличностных взаимодействий: резонанс, комплементарность и интерференцию, которые могут быть по-разному представлены на разных уровнях СИМ. Анализ динамики межличностных отношений на основе модификации СИМ и результирующих изменений внешнего поведения закладывает основу для прогнозирования и оптимизации их развития. Метод информационного моделирования открывает перспективу для разработки практических методик коррекции межличностных отношений в семье, в коллективе и т.п., в том числе - для широкого круга экстремальных ситуаций.

Одной из малоизученных форм межличностных взаимодействий являются биополевые контакты между постоянными и случайными партнерами, включая гипноз, невербальную суггестию, телепатию, целительство, биополевые повреждения, традиционно называемые "сглазом" и "порчей", и т.п. Информационное моделирование личности с учетом содержащейся в Модели дискретной и непрерывной информации, а следовательно, и активности сознания и подсознания субъекта закладывает надежную основу для изучения и формализованного анализа этого рода взаимодействий, для определения их предпосылок и ограничений на реализацию их конкретным субъектом.

Метод информационного моделирования универсален по отношению к структуре моделируемой личности и биологическому виду, к которому принадлежит субъект. Он с успехом апробирован на примере отношений человека и собаки, которая, как и в других областях, служит удобной и несколько упрощенной моделью человеческой личности. Зоопсихологическая практика (более 200 случаев за 6 лет), основанная на информационных моделях личности собаки и отношения хозяина к ней, подтвердила высокую эффективность метода в следующих основных приложениях:

  • подбор породы и выбор особи в зависимости от личностной структуры хозяина;
  • целенаправленное формирование СИМ собаки в соответствии со "спецификацией хозяина";
  • оптимизация психического развития собаки с учетом возрастных закономерностей формирования СИМ;
  • определение эффективных методик обучения с учетом возраста, породы и индивидуальных особенностей собаки;
  • надежное формирование желательного поведения собаки в определенном хозяином круге ситуаций;
  • коррекция динамических характеристик поведения и психики на основе уточненной системы их анализа (система АРАКС);
  • коррекция поведения, вплоть до подавления нежелательной наследственности;
  • коррекция партнерских отношений с целью повышения удовлетворенности человека;
  • подбор собаки-партнера для психологической помощи человеку (депрессивные состояния, истерический синдром, некоторые невротические проявления и т.п.).

Методические приемы и техника, естественно, несут на себе существенный отпечаток специфики вида-адресата. Тем не менее, в силу универсальности метода информационного моделирования существует тот уровень представления, на котором методики, предназначенные для собак, могут быть перенесены на человека.

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама