АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

ЧТО ЗНАЕТ И УМЕЕТ
АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ ИССЛЕДУЕТ ПРОЦЕСС ГЕНЕРАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ:
  • Восприятие и анализ внешней и внутренней информации, активизирующей потребности
  • Процесс преобразования и генерации информации для реализации поведения – вплоть до отдельных интеллектуальных операций
  • Приоритеты потребностей (видосохраняющих функций) и их биологический баланс
  • Видовые варианты поведения, удовлетворяющие актуальные потребности
  • Прижизненное приспособление к реальным условиям (научение, самоподкрепоение)
  • Соотношение наследственности (инстинктов, видовой специфики) и индивидуального приспособления.
РЕЗУЛЬТАТЫ АДАПТИВНОЙ ЗООПСИХОЛОГИИ ОБЕСПЕЧИВАЮТ:
  • Описание видовых и породных психотипов
  • Анализ индивидуального процесса генерации поведения – норма и аномалия
  • Оптимальное воспитание и развитие психики на основе возрастных закономерностей формирования психики и поведения
  • Использование процессов научения (самостоятельного приспособления) при формировании конкретного варианта поведения
  • Использование естественных мотиваций животных для самоподкрепления желательного поведения
  • Построение полноценных отношений в семье-стае с учетом их нелинейной структуры принятия решений
  • Оптимизация процессов психической деятельности с целью обеспечения правильного самостоятельного выбора варианта поведения для реальной ситуации
  • Включение норм и правил человека в число естественных мотиваций животного

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТА НАУЧЕНИЯ ПОЗВОЛИЛ РАЗРАБОТАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ.

КАК РЕШАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ
(сравнение методов)

Поведенческие методы (ПМ)

Адаптивные методы (АМ)

  1. Решаются частные проблемы
  2. Для коррекции требуется отдельная программа на каждую проблему
  3. Продолжительность коррекции (оценочно) – два месяца на каждую проблему
  4. Надежность – далеко не 100%
    • Набор форм поведения определен заранее и ограничен этим списком
    • Подкрепление исходит от человека – в отсутствие хозяина связь не работает
    • Выработанные связи легко преодолеваются собственной потребностью животного.
  5. Выработанное поведение не диктуется потребностью самого животного
  6. Уровень принуждения и конфликтности зависит от отношений с хозяином
  7. Желательному поведению может препятствовать состояние нервной системы. В случае стрессового поведения ПМ не работают.
  1. Решается общая проблема – активное приспособление к реальным условиям
  2. Одна комплексная программа коррекции
  3. Продолжительность комплексной коррекции – около полутора месяцев
  4. Надежность – почти 100% (рецидив возможен только после тяжелого стресса или в результате изменения условий жизни)
  5. Животное само заинтересовано в правильном поведении
  6. АМ принципиально бесконфликтны (в программу коррекции входит установление отношений доверия с хозяином)
  7. Программа коррекции предусматривает стабилизацию нервной системы и повышению устойчивости к стрессам.

   Вот конкретный пример, частая бытовая проблема: собака лает на любой шум за дверью. Здесь вкратце излагается подлинная дискуссия с представителем школы американского бихевиоризма.

   Бихевиористы решают эту проблему шестым методом из восьми перечисленных Карен Прайор в ее книге "Не рычите на собаку" формируя несовместимое поведение.

   Собаку укладывают на ее место и имитируют шумы за дверью. Если собака продолжает лежать, не реагируя на шумы, ей дают лакомство в виде положительного подкрепления.  Так поступают раз за разом в течение двух-трех месяцев.

   Варианты понимания этой ситуации собакой:

  1. Собака вообще не воспринимает лакомство как подкрепление. Результат – нулевой.
  2. Собака не устанавливает связи подкрепления ни с чем, кроме того факта, что она лежит на своем месте. Если она ожидает получения лакомства, то шумы она с большой вероятностью не замечает (избирательность внимания). Результат: собака будет уходить на место в любое время и при любых обстоятельствах, а поскольку это поведение больше не подкрепляется, то оно угашается.
  3. Собака со временем замечает шумы и устанавливает связь между подкреплением и тем, что она лежит  на месте. Это не означает, что собака связывает лакомство именно с шумами и отсутствием своей реакции на них. В этот момент собака может совершать любые другие действия (например, зевать, чесаться Вновь работает более прямая связь: лакомство подкрепляет пребывание на месте. Более сложная логическая цепочка "шум – пребывание на месте – лакомство" требует длительного перебора вариантов и многократных проверок установившейся связи. Результат: собака, услышав шум за дверью,  будет бежать на свое место и ожидать подкрепления. Формируется не отсутствие реакции на шум, а конкретное поведение, стимулом к которому является шум. По сути, реакция на шум не снимается, а переводится в другую форму (не лаять, а бежать на место).

   В любом из этих вариантов есть также скрытый риск. Собака может связать выдачу лакомства с конкретным шумом (например, стуком), а на шумы другого характера реагировать по-прежнему. Перебрать и сымитировать все варианты шумов практически невозможно.

   Все эти варианты не затрагивают смысла поведения (сигнальный лай, адресованный хозяину; "сторожевой" лай, адресованный тому, кто находится за дверью; попытка обратить на себя внимание хозяина; попытка "заработать" лакомство). В зависимости от конкретной причины шум будет привлекать большее или меньшее внимание собаки. Следовательно, от этого зависит и успех предпринятых усилий по формированию отсутствия реакции.

   Если же лай в ответ на шумы имеет нервное происхождение (длительный, слитный, монотонный лай в высокой тональности, возможно, с включением воя, визга, скуления и т.п.), то никакое лакомство эту реакцию не снимает и заместительное поведение не вырабатывается.

   Однако не реагировать на шум можно многими и разными способами. Если собака в это время играет, общается с хозяином, спит в другом месте, смотрит в окно и т.д., она также может не отреагировать на шум. Это обычная постановка вопроса для бытовых проблем: делай что хочешь, кроме… Следовательно, цель состоит не в подмене реакции другим вариантом, а в формировании правильного отношения к шуму.

   Кроме того, шум шуму рознь – бывают случаи, когда собака обязана оповестить хозяина, например, о попытке проникновения в квартиру. И если собака обучена не реагировать ни на какой шум, то она спокойно пропустит важные события.

   Адаптивные методы позволяют сформировать отсутствие реакции на шумы не более, чем за два-три дня.

   Единственное условие – доверие собаки к мнению хозяина и его оценке происходящего.

   Собаку надо адаптировать к реальной среде и реальным условиям. И поскольку шумы за дверью в каждом случае могут быть уникальны. они не имитируются, Обучение происходит без непосредственного участия инструктора и/или ассистентов. Все необходимые действия выполняет сам хозяин в тот момент, когда за дверью раздается какой-либо реальный звук.

   Когда собака залаяла в ответ на реальный шум, хозяин должен подойти к двери и прислушаться. Это необходимо – иначе собака не будет уверена, что  хозяин реагирует точно на тот же звук, что и она, и припишет его реакцию чему угодно, кроме шума.

   Подойдя к двери, хозяин оценивает, требует ли этот звук реакции. Критерии оценки устанавливаются самим хозяином – например, он считает, что собака должна предупреждать его обо всех прикосновениях к двери, а любые другие звуки оставлять без внимания.

   По большей части звуки, доносящиеся из-за двери, безобидны и реакции не требуют. В этом случае хозяин очень спокойно и даже с некоторым пренебрежением говорит что-то вроде: "А чего это ты? Врагов-то нету!". Нельзя допускать ни малейшей эмоциональной реакции! Любое волнение хозяина собака истолкует как тревогу по поводу шума, а это закрепит ее собственную реакцию. После этого хозяин, не торопясь, отходит от двери. Если собака продолжает лаять, можно повернуться от двери к ней и однократно прикрикнуть на нее, топнуть ногой или предпринять другое ошеломляющее действие (только не физическое воздействие!). И только в том случае, когда собака не унимается, хозяин подает ей любую другую команду. Эти команды варьируются, что создает не единственную связь с каким-то вариантом реакции, а позволяет разнообразить ответные действия. Недопустимо "отвлекать" собаку чем-либо приятным, так как это будет служить положительным подкреплением лая. Собака начнет "зарабатывать" удовольствие именно тем лаем, который мы хотим устранить.

   Если же звук признается значимым и требует реакции собаки, хозяин хвалит собаку и настороженным тоном произносит: "Кто там? Слушай, это чужой!" При этом делается акцент на глухих согласных, что дополнительно настораживает собаку. Собака одновременно осваивает команду "Слушай", очень полезную при многих обстоятельствах. Если собака обучена этой команде заранее, она прекращает лаять, но продолжает прислушиваться и показывать хозяину, откуда доносится звук.  Это уменьшает длительность голосовой реакции на  будущее, но реакции не снимает настороженности и готовности к решительным действиям (если вдруг последует вторжение в жилище или нападение).

   Секрет этого метода состоит, во-первых, в нормальной для собаки совместной реакции под руководством хозяина, а во-вторых, в противопоставлении и различении разных случаев. Необходимая охранная или сигнальная реакция сохраняется, но наступает только в тех случаях, которые хозяин считает обоснованными.

   Дополнительное преимущество этого способа заключается в том, что собака подаст голос даже в отсутствие хозяина, что может предотвратить проникновение в жилище грабителя. Однако этот лай не будет настолько продолжительным и активным, чтобы травмировать соседей – этим снимается одна из проблем "невроза одиночества".

   ДВА-ТРИ МЕСЯЦА БЕЗ ГАРАНТИИ НАДЕЖНОСТИ ИЛИ ДВА-ТРИ ДНЯ С НАДЕЖНЫМ ФОРМИРОВАНИЕМ ОСМЫСЛЕННОЙ РЕАКЦИИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ ХОЗЯИНА?

   Практическое применение АМ в течение 25 лет убеждает в том, что эти методы позволяют решить (а также обеспечить профилактику развития) 39 типичных проблем поведения у собак и 19 типичных проблем поведения у кошек.

   Кроме того, средствами ветеринарной психологии, основанными на АМ, устраняются 12 типичных патологий у собак и 11 типичных патологий у кошек.

 Эффективность ПМ при решении этих проблем такова:

 Дают результат:
  1. Собака подбирает с земли
  2. Агрессия по отношению к посторонним
  3. Собака плохо встречает гостей
  4. Собака клянчит у стола
  5. Собака валяется на диване или на кровати
  6. Собака лает на любой шум
 Результат достигается с большим трудом, недостаточно надежен и зависит от квалификации специалиста и индивидуальных обстоятельств:
  1. Собака сильно тянет на поводке
  2. Собака гоняется за кошками
  3. Собака преследует бегунов, велосипедистов, лыжников
  4. Собака пристает к посторонним людям
  5. Собака облаивает людей на улице
  6. Драчливая собака
  7. Назойливая собака
  8. Трудности дрессировки и обучения.
 Результат недостижим:
  1. Собака убегает на прогулке, не подходит на подзыв
  2. Собака заигрывается с другими собаками, с детьми
  3. Собака не любит детей
  4. Собака боится транспорта, людей, странных предметов
  5. Собака не хочет идти на прогулку
  6. Собака плохо переносит транспорт
  7. Собака постоянно лает, скулит, визжит
  8. Собака писает и какает дома
  9. Собака писает на диван, кровать и т.п.
  10. Собака не отпускает хозяев из дома
  11. Собака писается от радости при приходе хозяев
  12. Месть, протест, вредность
  13. Поступки "назло хозяину" и т.п.
  14. Доминантная собака
  15. Агрессивное поведение в семье
  16. Страхи и трусость (в частности - собака боится петард, грозы и других громких звуков)
  17. Нервная собака
  18. Капризная собака
  19. Ревность
  20. Последствия стрессов (изменения в характере и поведении – включая "новогодний синдром")
  21. Изменения в образе жизни (переезд, новый человек в семье, рождение ребенка и т.п.)
  22. Усыновление собаки.
  23. Плохое послушание собаки
 ПМ полностью неприменимы при проблемах поведения кошек:
  1. Кошка боится гостей
  2. Кошка плохо переносит машину и другой транспорт
  3. Кошка кусается и царапается
  4. Кошка капризна в еде
  5. Кошка постоянно требует еды, но не ест, а продолжает выпрашивать вкусненького
  6. Кошка писает в тапки, в постель, метит вещи и мебель
  7. Кошка ласкается с удовольствием, но потом кусает или царапает и уходит
  8. Кошка боится громкого звука
  9. Кошка часто "хочет кота", а кот кричит и беспокоится
  10. Кошка не дает спать по ночам, бегает, кричит, играет
  11. Кошка часто и подолгу умывается (невроз навязчивого поведения)
  12. Кошка сосет, грызет, рвет когтями шерстяные вещи
  13. Кошка не общительна, никогда не приходит к Вам сама
  14. Кошка назойливо просит внимания и ласки
  15. Кошка агрессивна, бросается на ноги
  16. Кошка пуглива
  17. Последствия стрессов (изменения в характере и поведении – включая "новогодний синдром")
  18. Изменения в образе жизни (переезд, новый человек в семье, рождение ребенка и т.п.)
  19. Усыновление кошки.
 Проблемы ветеринарной психологии и психоневрологии, которые решаются на основе АМ:
 У собак:
  1. гиперактивность
  2. судорожные припадки
  3. параличи и парезы
  4. другие нарушения движений
  5. аллергии и все, что на них похоже, особенно межпальцевые экземы
  6. недержание мочи
  7. периодические расстройства пищеварения
  8. нарушения сна (собака "бежит" во сне и издает звуки, агрессивна при случайном пробуждении, сонлива, часто просыпается и переходит с места на место и т.п.)
  9. повышенная возбудимость, нервозность, подавленность и т.п.
  10. трудные вязки
  11. "гиперсексуальность"
  12. ложная беременность
  13. нарушенное материнское поведение – вплоть до убийства щенков
 У кошек:
  1. гиперактивность
  2. параличи и парезы
  3. другие нарушения движений
  4. аллергии и все, что на них похоже, особенно межпальцевые экземы
  5. недержание мочи
  6. периодические расстройства пищеварения
  7. нарушения сна (кошка агрессивна при случайном пробуждении, сонлива и т.п.)
  8. повышенная возбудимость, нервозность, подавленность и т.п.
  9. судорожные припадки (хотя у кошек они бывают редко, но все же…)
  10. трудные вязки
  11. "гиперсексуальность"
  12. нарушенное материнское поведение

    Итак, адаптивные методы обладают следующими преимуществами:

  1. Естественное приспособление животного определяется требованиями человека.
  2. Желательное поведение самоподкрепляемо, т.к. оно соответствует потребности в выживании
  3. Нежелательное поведение становится наименее вероятным, перестав быть эффективным приспособлением
  4. Создается вариативный набор форм поведения и задаются правила их выбора (критерии адекватности).
  5. При появлении новых факторов работает не однозначная связь "стимул-реакция", а естественные приспособительные процессы.
  6. Возможна генерация новых вариантов приспособления.
Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама