ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТОЛОГИИ
План-проспект
ВВЕДЕНИЕ
Место зооинтеллектологии в науке о психике животных. Историческая справка.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ
"Непознаваемый" интеллект и его роль в жизнедеятельности животных. Моделирование – метод, позволяющий исследовать ненаблюдаемое.
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Небольшой глоссарий, содержащий определения наиболее важных понятий, используемых в книге.
1.3. ИНТЕЛЛЕКТ ЖИВОТНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА
Интеллект как механизм выбора вариантов приспособлений. Эволюционная роль интеллекта. Качественное отличие эволюционных механизмов животных и человека. Эволюционные особенности интеллекта человека и следствия из них.
1.4. ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ – СМЕШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Неизбежный антропоморфизм в исследовании интеллекта. В чем состоит практическое очеловечивание животных и к чему оно приводит.
2. МЕСТО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. ИНТЕЛЛЕКТ И ИНСТИНКТ
Инстинкт – совокупность вариантов поведения. Выбор оптимального варианта – залог выживания. Интеллект как механизм выбора.
2.2. ИНТЕЛЛЕКТ И УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС
Условный рефлекс – не стопроцентный автоматизм, он опосредован множеством внешних и внутренних факторов. Выполнение условного рефлекса – вопрос оптимизации по сумме факторов.
2.3. ПРИРОДА ЭМОЦИЙ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПОВЕДЕНИЯ
Связь эмоций со степенью приспособленности к реальным условиям. Диапазоны эмоций. Роль отрицательного эустресса в формировании поведения.
2.4. ПРАГМАТИКА ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗЬ С ПОТРЕБНОСТЯМИ
Понятие прагматики как определяющий аспект в усвоении информации. Оценка значимости информации – поведенческая прагматика. Стрессовое запечатление
2.5. ИНТЕЛЛЕКТ И ЯЗЫК
Языки животных как коммуникативные символьные системы. Невербальная языковая система и их особенности.
2.6. ОТНОШЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА
Селекция домашних животных – эволюция, управляемая человеком. Необходимость новых приспособлений. Психологические потребности человека, удовлетворяемые животными. Что такое "анимал-терапия".
2.7. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Усложнение взаимодействий с окружающим миром. Развитие новых видов поведения, требующих нового осмысления. Стадии одомашнивания животных.
3. ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
3.1. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ
Дискретная информация, непрерывная (аналоговая) информация. Спектральная и полевая информация. Логическая и ассоциативно-интуитивная обработка информации. Процедурность и непроцедурность интеллектуальной деятельности. Перевод непрерывной информации в дискретную.
3.2. СУБЪЕКТНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ – ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИНТЕЛЛЕКТА
Представление информационной базы, поддерживающей интеллектуальную деятельность, в виде формализованной структуры. Уровни Субъектной Информационной Модели и соотношение дискретной и непрерывной информации на каждом из них.
3.3. СТРУКТУРЫ И ОПЕРАЦИИ ФАКТОГРАФИЧЕСКОГО УРОВНЯ
Регистрация результатов сенсорного восприятия. Логические отношения и логические структуры. Ассоциативные отношения. Анализ, внимание, концентрация внимания, память. Обобщение, типизация и абстракция. Распознавание образов, событий, ситуаций.
3.4. СТРУКТУРЫ И ОПЕРАЦИИ СТЕРЕОТИПНОГО УРОВНЯ
Стереотипные поведенческие программы. Врожденные и прижизненные стереотипы. Связь стереотипного поведения с информацией фактографического уровня (тезаурусом).
3.5. ОПЕРАЦИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО УРОВНЯ
Вариативное мышление, комбинаторное мышление. Результативность и эффективность поведения как критерии. Стратегическое мышление. Прогнозирование.
3.6. СТРУКТУРЫ И ОПЕРАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УРОВНЯ
Принципы социальной организации у животных и человека. Провокационное поведение как первый этап исследовательского поведения. Определяющая роль прогнозирования. Особенности межвидовых отношений.
3.7. СТРУКТУРЫ И ОПЕРАЦИИ КОГНИТИВНОГО УРОВНЯ
Познание без поведенческой прагматики – "метапрагматика". Исследовательское поведение и накопление информации. Роль когнитивного уровня в видовой эволюции.
3.8. СТРУКТУРЫ ИДЕАЛЬНОГО УРОВНЯ
Представление о метасистеме и возможность познания ее законов. Человек как воплощение метасистемы – аналог божества.
4. ИНТЕЛЛЕКТ И ГЕНЕРАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
4.1. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Основные этапы принятия решений. Роль дискретной информации, логического мышления и процедурных представлений.
4.2. ОЦЕНОЧНЫЕ ЭТАПЫ В ИХ СВЯЗИ С СИМ
Этап оценки фактов и структуры фактографического уровня. Этап оценки действий в связи со стереотипным и критериальным уровнями.
4.3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СВЯЗИ С СИМ
Стратегическое мышление, использование стереотипов и конструирование новых вариантов. Связь планируемых действий с самооценкой и прогнозом. Момент принятия решения – перепроверка всей генерируемой информации.
5. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
5.1. ИНТЕЛЛЕКТ И ЭВОЛЮЦИЯ
Процесс формирования дискретных представлений и логического мышления по мере динамики изменений в окружающей среде.
5.2. ОДОМАШНИВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Особая роль межвидовых отношений с человеком и человек как фактор эволюции и вид-лидер. Возможность и роль самостоятельного поведения в жизни животных с человеком. Совместимость подходов этологии и бихевиоризма на новой концептуальной основе.
5.3. МЕЖВИДОВОЕ ЛИЧНОСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Взаимовлияния видов при одомашнивании. Особенности семьи с животными. Потребности человека, удовлетворяемые в общении с животными, и совместные стратегии выживания.