АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТОЛОГИИ
План-проспект

ВВЕДЕНИЕ

   Место зооинтеллектологии в науке о психике животных. Историческая справка.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ

   "Непознаваемый" интеллект и его роль в жизнедеятельности животных. Моделирование – метод, позволяющий исследовать ненаблюдаемое.

1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

   Небольшой глоссарий, содержащий определения наиболее важных понятий, используемых в книге.

1.3. ИНТЕЛЛЕКТ ЖИВОТНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА

   Интеллект как механизм выбора вариантов приспособлений. Эволюционная роль интеллекта. Качественное отличие эволюционных механизмов животных и человека. Эволюционные особенности интеллекта человека и следствия из них.

1.4. ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ – СМЕШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

   Неизбежный антропоморфизм в исследовании интеллекта. В чем состоит практическое очеловечивание животных и к чему оно приводит.

2. МЕСТО ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. ИНТЕЛЛЕКТ И ИНСТИНКТ

   Инстинкт – совокупность вариантов поведения. Выбор оптимального варианта – залог выживания. Интеллект как механизм выбора.

2.2. ИНТЕЛЛЕКТ И УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

   Условный рефлекс – не стопроцентный автоматизм, он опосредован множеством внешних и внутренних факторов. Выполнение условного рефлекса – вопрос оптимизации по сумме факторов.

2.3. ПРИРОДА ЭМОЦИЙ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПОВЕДЕНИЯ

   Связь эмоций со степенью приспособленности к реальным условиям. Диапазоны эмоций. Роль отрицательного эустресса в формировании поведения.

2.4. ПРАГМАТИКА ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗЬ С ПОТРЕБНОСТЯМИ

   Понятие прагматики как определяющий аспект в усвоении информации. Оценка значимости информации – поведенческая прагматика. Стрессовое запечатление

2.5. ИНТЕЛЛЕКТ И ЯЗЫК

   Языки животных как коммуникативные символьные системы. Невербальная языковая система и их особенности.

2.6. ОТНОШЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

   Селекция домашних животных – эволюция, управляемая человеком. Необходимость новых приспособлений. Психологические потребности человека, удовлетворяемые животными. Что такое "анимал-терапия".

2.7. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

   Усложнение взаимодействий с окружающим миром. Развитие новых видов поведения, требующих нового осмысления. Стадии одомашнивания животных.

3. ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

3.1. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

   Дискретная информация, непрерывная (аналоговая) информация. Спектральная и полевая информация. Логическая и ассоциативно-интуитивная обработка информации. Процедурность и непроцедурность интеллектуальной деятельности. Перевод непрерывной информации в дискретную.

3.2. СУБЪЕКТНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ – ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИНТЕЛЛЕКТА

   Представление информационной базы, поддерживающей интеллектуальную деятельность, в виде формализованной структуры. Уровни Субъектной Информационной Модели и соотношение дискретной и непрерывной информации на каждом из них.

3.3. СТРУКТУРЫ И ОПЕРАЦИИ ФАКТОГРАФИЧЕСКОГО УРОВНЯ

   Регистрация результатов сенсорного восприятия. Логические отношения и логические структуры. Ассоциативные отношения. Анализ, внимание, концентрация внимания, память. Обобщение, типизация и абстракция. Распознавание образов, событий, ситуаций.

3.4. СТРУКТУРЫ И ОПЕРАЦИИ СТЕРЕОТИПНОГО УРОВНЯ

   Стереотипные поведенческие программы. Врожденные и прижизненные стереотипы. Связь стереотипного поведения с информацией фактографического уровня (тезаурусом).

3.5. ОПЕРАЦИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО УРОВНЯ

   Вариативное мышление, комбинаторное мышление. Результативность и эффективность поведения как критерии. Стратегическое мышление. Прогнозирование.

3.6. СТРУКТУРЫ И ОПЕРАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УРОВНЯ

   Принципы социальной организации у животных и человека. Провокационное поведение как первый этап исследовательского поведения. Определяющая роль прогнозирования. Особенности межвидовых отношений.

3.7. СТРУКТУРЫ И ОПЕРАЦИИ КОГНИТИВНОГО УРОВНЯ

   Познание без поведенческой прагматики – "метапрагматика". Исследовательское поведение и накопление информации. Роль когнитивного уровня в видовой эволюции.

3.8. СТРУКТУРЫ ИДЕАЛЬНОГО УРОВНЯ

   Представление о метасистеме и возможность познания ее законов. Человек как воплощение метасистемы – аналог божества.

4. ИНТЕЛЛЕКТ И ГЕНЕРАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

4.1. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

   Основные этапы принятия решений. Роль дискретной информации, логического мышления и процедурных представлений.

4.2. ОЦЕНОЧНЫЕ ЭТАПЫ В ИХ СВЯЗИ С СИМ

   Этап оценки фактов и структуры фактографического уровня. Этап оценки действий в связи со стереотипным и критериальным уровнями.

4.3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СВЯЗИ С СИМ

   Стратегическое мышление, использование стереотипов и конструирование новых вариантов. Связь планируемых действий с самооценкой и прогнозом. Момент принятия решения – перепроверка всей генерируемой информации.

5. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

5.1. ИНТЕЛЛЕКТ И ЭВОЛЮЦИЯ

   Процесс формирования дискретных представлений и логического мышления по мере динамики изменений в окружающей среде.

5.2. ОДОМАШНИВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

   Особая роль межвидовых отношений с человеком и человек как фактор эволюции и вид-лидер. Возможность и роль самостоятельного поведения в жизни животных с человеком. Совместимость подходов этологии и бихевиоризма на новой концептуальной основе.

5.3. МЕЖВИДОВОЕ ЛИЧНОСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

   Взаимовлияния видов при одомашнивании. Особенности семьи с животными. Потребности человека, удовлетворяемые в общении с животными, и совместные стратегии выживания.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама