АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

ДОМИНИРОВАНИЕ СОБАКИ – В ЧЕМ ЕГО НУЖНО ВИДЕТЬ?

© Н.Д.Криволапчук

   В свое время я помогала своему хорошему знакомому выбирать щенка овчарки. Он подошел к вопросу весьма основательно – почитал самые новые книжки о породе, отыскал в Интернете тесты на проверку психики щенка. Таких тестов существует довольно много, причем первоначально они применялись для прогноза так называемых рабочих качеств служебных собак, а затем были произвольным и непродуманным образом перенесены на прогнозирование поведения в быту и будущих отношений с хозяевами – как будто это нечто врожденное!

   Мой приятель взял на руки предназначенную для него девчонку и решительно перевернул ее на спину. Это распространенная в щенячьих тестах проверка на "доминантность" – если щенок, будучи перевернут на спинку, изо всех силенок стремится вернуться в Богом определенное положение, это расценивается как стопроцентный прогноз неукротимой воли, которую собака будет всю жизнь навязывать всем окружающим, включая собственных хозяев.

   Это примерно то же, что, понаблюдав за движениями новорожденного ребенка или послушав, как он кричит, с уверенностью заявить, будто он всенепременнейше станет авторитарным главой семейства и станет тиранить  свою жену.

   Вот тут и скрывается ловушка, идущая от неправильного толкования и вводящая в заблуждение доверчивых хозяев собак. Доминирование могло бы быть целью поведения, которая целиком и полностью определяется ситуацией. В психологии это называется мотивацией. Разве цель щенка состоит в том, чтобы навязать человеку, который ничего для него не значит, свою волю? Нет, мотивация тут совершенно определенно состоит в том, чтобы избежать неприятностей и потенциальных опасностей – это мотивация самосохранения. А в проверках служебных собак этот прием используется для того, чтобы определить вовсе не цель поведения (она очевидна), а активность щенка, то, насколько энергично он способен действовать в трудных для него обстоятельствах.

   Да, я соглашусь с тем, что когда у собаки (возможно, но совсем не обязательно) возникнет истинная мотивация доминирования, она будет добиваться своего с той же энергией и настойчивостью, с какими щенок спасался от неприятных действий человека. Только произойдет это не раньше периода окончательного психологического созревания, то есть, около годовалого возраста, а значит, за время детства и отрочества собаки можно создать нормальные с ней отношения.

   Человеку, не слишком сильному духом лучше выбирать менее энергичного щенка. Мой молодой приятель, человек эмоциональный и трепетный, призадумался. И правильно - в конце концов, менее настырная собака, по крайней мере, дает хозяину больше времени на раздумье, с ней, в случае чего, проще будет договориться. Однако "недоминантный" (якобы!) щенок и во всем остальном будет не так упорен, не так деятелен, что, в конечном счете, повлияет на его работу. Потому-то этот тест, как я уже сказала, и применялся для выбора служебных собак. Однако та же недостаточная активность будет сказываться и на всей собачьей жизни, на всем повседневном поведении и, вполне может статься, приведет к разочарованию молодого хозяина в своей овчарке.

   Я объяснила все это приятелю, который к тому моменту уже успел всей душой влюбиться в активную и энергичную девчушку. Ну, что тут поделаешь – любовь, хоть бы и с первого взгляда, свята, это отличный залог хорошего воспитания. Он попросил меня тщательно следить за воспитанием собаки, чтобы не прозевать тот момент, который все-таки может оказаться предвестником доминирования.

* * *

   В первый раз он встревожился, когда трех-четырехмесячная щенуля впервые изобразила садку на его ноге. Он знал достаточно для того, чтобы не считать это сексуальным отклонением, и читал о том, что имитация садки является именно признаком доминирования. Не знал он только одного: что малыш "детсадовского" возраста вовсе не стремится доминировать над тем, от кого зависит вся его жизнь. Через это проходят практически все нормально развивающиеся собаки, так что с профессиональной точки зрения, я тревожусь, когда такое поведение у щенка отсутствует. Это не что иное, как развитие наследственных форм поведения, которые активизируются по принципу "от простого к сложному". Стало быть, этот социальный стереотип, относящийся к высокому уровню и по смыслу, и по форме, включается позже других.

   У человеческих детей тоже бывает детсадовский "трудный возраст", который мы, правда, так не называем. Но всякая мама вспомнит, как ее малыш лет в пять буянил, не желал завязывать ботиночки или вообще ходить в садик, у него менялись вкусы в еде и т.п. Это, между прочим, связано с той же "детской социализацией", что и у собак – малыш впервые обращает внимание на то, как строятся отношения других детей с родителями и вообще – как другие дети себя ведут. Типичные фразы мы все тоже помним: "А вот у Маши есть Барби! А Сереже мама разрешает не есть кашу!".

   Пришлось мне успокоить приятеля и научить его самому простому и самому эффективному способу сдерживания этого поведения по отношению к хозяину. Не надо браниться, кричать, наказывать щенка; самое лучшее – это отвлечь его. Только, боже упаси, не игрой, не лакомством, потому что любыми удовольствиями, которые послужат пресловутым "положительным подкреплением", мы только заставим щенка повторять ненужные нам действия. Это обычная ошибка – думать, будто отвлечь от желанного можно только чем-то еще более желанным. Нет, лучше обратиться к логике природы. Раз детеныш тренирует те стандартные программы, которые могут пригодиться ему в жизни, давайте и мы его потренируем, предложив выполнить простенькую командочку. Щенок будет в полном восторге, когда Вы похвалите его за выполнение команды, а о том, что этому предшествовало, попросту успеет забыть. А заодно, прошу Вас обратить особое внимание на эти слова, само выполнение команды будет именно проявлением доминирования хозяина над собакой!

   Вторая "боевая тревога" стряслась, и вполне планомерно, когда собаке стукнуло полгода. Приятель позвонил мне почти в панике: "Ой, она сегодня на прогулке приставала к старшей собаке!". Да, такие сценки любой собачник видал на выгулах неоднократно. Вчерашний щенок, умилительно и подобострастно обходившийся со взрослыми собаками, нынче словно сам не свой – то на кого-то резко и противно взлает, то лапой пихнет. А вот и голову на загривок старшего положил. Боже, да это же доминирование! А завтра со мной начнет так себя вести!

   Да нет, не начнет. По той простой причине, что это поведение целиком и полностью соответствует раннему возрасту молодняка, но относится только к своему виду. Так вырабатывается так называемое "ритуальное поведение" – собачий мимический язык. Надо только знать, что это поведение уже не детское, а с претензией на взрослость – нормально для молодняка. Заодно молодая собака поймет по реакции старшего, что с кем можно себе позволять. А если старший рыкнет, чуть прихватит за морду, а то и завалит наглеца, то тот может и на спину по-щенячьи плюхнуться, лапами в воздухе задрыгать, даже (в меру переживаний) и струйку пустить. Тоже нормально, и не надо пугаться, что собака растет трусливой.

   Человеческая подростковая активность, нормальная для соответствующего возраста в 10-12 лет, тоже выглядит как задиристость и непослушание. Наши дети  все больше заинтересованы в общении с приятелями вместо родителей и бабушек. Я прекрасно помню, как в этом возрасте мы с ближайшей подружкой не всерьез, но изображали что-то вроде коммунальной склоки, выясняли отношения – тренировались в установлении отношений с другими людьми.

   Зато другая "мелочь", которую сообщил мне приятель, немножко меня насторожила. Дома, когда он сидел на диване, собака старалась подняться, ставя лапы ему на колени. Я уточнила: "А что она делает потом?" – "Да ничего особенного, лижет мне губы и нос". Тут я успокоилась – это типичнейшее детское поведение по отношению к матери (или хозяину, который ее во многом заменяет), а поднимается она только для того, чтобы достать до его лица физически. Но для проверки я спросила: "А часто ли она стремится находиться выше тебя? Залезает на диван и садится так, что ее голова оказывается выше твоей? Запрыгивает на скамейки на улице? Отказывается спускаться по лестнице, находясь ниже тебя?". Нет, нет и нет. Я и обрадовалась: подлинных признаков доминирования не было!

   Так девочка со всеми "несомненными" симптомами доминирования, протестированная по весьма популярному тесту, и росла, совершенно не будучи склонна в чем бы то ни было командовать своим хозяином. Больше того, по определенным причинам нам было необходимо, чтобы она в ряде случаев брала ответственность за хозяина на себя – и этого ох, как трудно было добиться!

   Но если все складывается так радужно, если о доминировании не стоит и размышлять, то почему же я еще в начале упомянула о том, что может настать момент, когда у молодой собаки появится подлинное желание проверить, кто кого будет слушаться? Да потому, что это столь же естественный этап в развитии собаки, как и "трудный возраст" человеческого подростка. Но это так важно и приводит к такому количеству ошибок, что об этом периоде стоило бы поговорить подробнее. Что я и обещаю Вам сделать, но только в другой раз.

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама