БАЗОВАЯ ПРОГРАММА
АДАПТИВНОЙ ДРЕССИРОВКИ
(программа АНТИСТРЕСС)
© Н.Д.Криволапчук, Ю.В.Криволапчук
Собаки
ПОЯСНЕНИЯ
Базовая программа "Антистресс" позволяет достичь следующих целей:
- повышение уравновешенности нервной системы
- развитие тормозных процессов при повышенной возбудимости
- снижение "стрессовой готовности" и повышение стрессоустойчивости
- повышение стабильности поведения
- развитие базовых функций психики (внимание, память, анализ внешней информации)
- развитие ориентации на хозяина
- выработка послушания без конфликтных и силовых приемов
Правила работы описаны в Справочных материалах.
Программа построена на трех элементах – это изменение темпа движения, изменение направления движения и остановка. Эти три элемента соответствуют трем основным логическим связкам (булева алгебра), предназначенным для описания логического вывода истинных и ложных заключений.
Изменение темпа - конъюнкция (И)
Изменение направления – дизъюнкция (ИЛИ)
Остановка – отрицание (НЕ)
Четвертая связка (импликация) описывает причинно-следственные связи и строится как комбинация первых трех.
Таким образом, простейшие упражнения базовой программы способствуют формированию нейронных путей, реализующих логический вывод.
1. Команда "Рядом" с плавной переменой темпа.
Цель упражнения – тренировка уравновешенности нервной системы за счет постепенного развития тормозных процессов с одновременной разрядкой в движении. Это же упражнение становится практическим приемом для успокоения собаки при перегрузке.
2. "Змейка" с обходом препятствий и вариантами траекторий.
Цель упражнения. Бесконфликтное подчинение хозяину (поворот противоречит закону экономии энергии, но не вызывает острого протеста). Создание нейронного пути, реализующего связку "ИЛИ человека." – выбор вариантов поведения, зависящий от воли хозяина (минимальное послушание).
Изменение темпа движения, включение остановок и замена скругленных поворотов прямолинейными отрезками с четкими поворотами дает возможность выстраивать комбинации логических связок и варьировать интенсивность тормозных процессов. Тем самым достигается состояние уравновешенности нервных процессов.
Траектории движения на змейках
1. Простая "змейка";
2. "Змейка" с пропусками;
3. "Змейка" с "вылетом";
4. Фигурные "змейки";
5. Двойные "змейки";
5'. "Змейки" с пропусками;
3. Зигзаги на дорожке.
Цель упражнения. То же, что при "змейке".
Усложнения:
- изменение частоты зигзагов
- изменение амплитуды зигзагов (до края дорожки или до ее середины)
- чередование зигзагов с проходами вдоль края дорожки (траектория "пила")
- изменение фактуры поверхности (асфальт, песок, трава)
- чередование сидячей и стоячей позы при остановках.
Ходьба зигзагом:
4. "Меандр" на дорожке (см. траектории).
Цель упражнения. Концентрация внимания, развитие памяти, повышение стабильности поведения, развитие подчинения человеку.
Усложнения:
- изменение длины проходов вдоль края дорожки (то меньше ее ширины, то больше)
- включение остановки на повороте (остановка перед поворотом легче, остановка после поворота труднее)
- изменение ширины проходов (в полную ширину дорожки или не доходя до ее края)
- комбинация прямоугольников меандра с зигзагами и проходами по прямой посередине дорожки.
Ходьба "меандром":
Комбинации зигзага и меандра:
5. Повороты на месте.
Цель упражнения. Выделение мелких действий и разбиение сплошного поведенческого акта на отдельные элементы.
6. Скользящая остановка.
Цель упражнения. Фрагментирование непрерывного потока нервных процессов, выделение элементарных блоков информации, выявление закономерностей в поведенческих актах.
По нарастающей сложности:
- остановка на каждом повороте (не более 5-7 повторов, далее – по мере тренировки выносливости)
- остановка на каждом втором повороте
- остановка через два поворота на третьем
7. Команда "Справа" и чередование ее с командой "Рядом".
Цель упражнения. Развитие вариативности и гибкости поведения, совершенствование управления поведением.
Усложнение: наложение переходов "Рядом"-"Справа" на любое другое упражнение (например, переходы на каждом повороте зигзага).
8. Команда "Вперед".
Цель упражнения. Развитие самостоятельности, повышение ответственности за свое поведение
9. Команды "Вперед", "Стоять" ("Стоп") – чередование в движении.
Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости. Выполнение команды "из-за спины"
Усложнение: посадка после остановки.
10. Команда "Тише" – замедление движения.
Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости.
11. Переход от команды "Вперед" к команде "Рядом" и наоборот (чередование).
Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости, повышение внимания к требованиям хозяина.
12. Отход от собаки, оставленной на месте.
Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости, повышение внимания к требованиям хозяина.
Усложнение: отход в разных направлениях и с изменением темпа.
13. "Сбитый летчик" (остановка и посадка в зависимости от положения предмета-ориентира).
Цель упражнения. Развитие внимания, повышение ориентации на внешние события.
Усложнение: использование нескольких предметов и разных их состояний (например, открытая и закрытая коробка, два предмета один на другом и т.п.).
14. Счет шагов (фиксация остановки через определенное количество шагов хозяина).
Цель упражнения. Развитие внимания к действиям хозяина, прогнозирование действий, повышение ориентации на хозяина.
Усложнения:
- изменение направления движения после каждой остановки
- изменение темпа движения на каждом отрезке
- отход от собаки после остановки и подзыв для прохода по следующему отрезку.
15. Переход от одного упражнения к другому с применением зигзага или меандра.
Цель упражнения. Сохранение работоспособного состояния, распространение требований хозяина на время, свободное от выполнения упражнений.
Усложнение: любые комбинации действий и упражнений.