АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

Словарь терминов

Депривационное развитие как источник перманентного стресса и фактор патогенеза соматических заболеваний

© Ю.В.Криволапчук, Н.Д.Криволапчук

   Стресс, или общий адаптационный синдром, - это общая защитная реакция организма, обусловленная откликом гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы на различные повреждающие факторы. Известно, что стресс играет немаловажную роль в патогенезе различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. Проходя в своем развитии три стадии, стресс вызывает перенапряжение и угнетение гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы и, как следствие, всех защитных функций организма. В свою очередь, истощение защиты облегчает действие причины заболевания и существенно влияет на течение болезни. Поэтому важной задачей является анализ причин стресса и его профилактика.

   Стресс по вызывающим его причинам можно условно отнести к одной из нескольких групп: биологический, физический и т.п. Особо выделить следует эмоциональный стресс, который представляет собой ответную реакцию на перенапряжение нервной системы.

   С другой стороны, следует выделить понятия физиологического и психического стресса.
К физиологическому типу следует отнести стресс, обусловленный действием объективных факторов на уровне физиологии (голодание, гипотермия и т.п.).
   В отличие от физиологического, психическим мы будем называть стресс, связанный с субъективным восприятием внешней ситуации (субъективные тревожные ожидания, а также эмоциональный отклик на реальные события). Эмоциональный стресс непосредственно относится к психическому типу.

   Основным источником психического стресса можно считать неуверенность субъекта в возможности удовлетворения существенной потребности и, в частности, эффективного поведения для данной ситуации. Разработанные нами методы мотивационного анализа, связывающего внешнее поведение с информацией, имеющейся в распоряжении субъекта (СИМ), позволяют выявить значимость потребности для данного субъекта, определяющую величину эмоционального отклика на событие. Тем самым выявляется связь силы стресса с факторами, определяемыми индивидуальным жизненным опытом.

   Следовательно, снижение силы стресса может быть достигнуто за счет двух важнейших аспектов развития психики, а именно:

  • создание максимального набора частных информационных моделей, позволяющих правильно оценить ситуацию;
  • расширение арсенала стандартных поведенческих блоков (стереотипов) для соответствующего набора ситуаций.

   Поэтому важнейшим путем профилактики эмоционального стресса следует считать снижение новизны поступающей ситуационной информации, то есть расширение накопленной информационной базы (тезауруса), на основе которого происходит распознавание ситуации путем сравнения с моделью. Расширение арсенала стереотипов поведения также достигается в жизненном опыте, служащем надежнейшим источником научения.

   Связи психических и физиологических проявлений стресса исследовались на примере домашней собаки, поведение которой для целого ряда случаев служит удовлетворительной моделью поведения человека.

   Опыт зоопсихологической практики (более 200 обращений за пять лет) показывает, что в большинстве случаев явления стресса у собак обусловлены высокой новизной получаемой информации при низкой оценке безопасности и отсутствии стереотипов эффективного поведения для удовлетворения существенных потребностей. Такое положение складывается при развитии в информационно обедненной среде и ограниченных возможностях выработки самостоятельного поведения.

   В своем психическом развитии всякое живое существо проходит несколько важнейших этапов, соответствующих формированию каждого из уровней Субъектной Информационной Модели (СИМ). Эти закономерности хорошо изучены для собак и в целом корреспондируют с процессом формирования человеческой психики, хотя временные рамки для развития человека должны быть уточнены специалистами по детской и юношеской психологии.

   Первый этап - первичный сбор информации об окружающей среде и формирование тезауруса, т.е. структур и содержимого фактографического уровня СИМ - наступает для собаки в возрасте 1-2 месяцев. Его значение для дальнейшего развития психики нельзя недооценивать, поскольку именно специфика окружающей среды активизирует эффективные поведенческие стереотипы для широкого круга реальных ситуаций. Животное в этом возрасте осознает окружающий мир в присущих ему проявлениях, а достаточность или недостаточность этой информации определяет в дальнейшем степень новизны каждой из реальных ситуаций, в которых оказывается собака.

   В настоящее время, по нашим оценкам, около 80% так называемых «проблемных» собак, страдающих различными отклонениями от нормального поведения, воспитывались в возрасте 1-2 месяцев в условиях ярко выраженной депривации - сенсорной, информационной, двигательной. В экспериментах показано, что депривация в раннем возрасте приводит к морфологическому недоразвитию коры головного мозга, а впоследствии - к повышенной заболеваемости и нередко к ранней гибели животного. Больше других, по наблюдениям, страдают собаки с динамичной психикой, обуславливающей врожденную предрасположенность к повышенной эмоциональности.

   Если в раннем детском возрасте эмоциональные стрессы, благодаря естественным защитам, относительно редки, то в дальнейшем депривационное воспитание предрасполагает собаку к тяжелым эмоциональным потрясениям. При малом объеме и неразвитости структур тезауруса новизна и объем реальной ситуативной информации возрастают, а следовательно, резко повышается сила эмоционального отклика на происходящее и опасность стресса.

   Решающую роль в предупреждении этой категории стрессов играет возможность ознакомления с окружающей средой и накопления тезауруса, причем эта деятельность должна выполняться в самом раннем возрасте. Позже, при формировании более высоких уровней психики, способность мозга к переработке и усвоению новой информации заметно снижается.

   Следующий этап - активизация поведенческих стереотипов и формирование стереотипного уровня СИМ - наступает у собаки в возрасте 3-4 месяцев. В зоопсихологии принято характеризовать этот возраст как «возраст страхов», но в то же время он является возрастом первичной социализации по детскому типу. В этом возрасте собака осознает первичные правила безопасных и эффективных взаимодействий с окружающим миром и, остро нуждаясь в помощи и защите взрослых, устанавливает первые социальные контакты, учится распознавать статус сородичей и их отношение к себе.

   Возрастной пик восприимчивости способствует повышению силы эмоционального отклика на любые события в окружающей среде: чувство защищенности падает, самооценка очень низка, а значимость вновь получаемой информации резко возрастает. Любая непривычная ситуация, требующая новых форм поведения, воспринимается как угрожающая, затрагивая непосредственно инстинкт самосохранения. Если стресс к тому же подготовлен информационной недостаточностью, то он с большой вероятностью влечет за собой возникновение страхов и фобий, которые, как правило, закрепляются на всю жизнь, а следовательно, приводят к тяжелого перманентного стресса.

   Третий важный период в формировании психики связан с формированием критериального уровня СИМ - выработкой правил применимости стандартных поведенческих форм. Для собак этот период приходится на возраст 6-7 месяцев. Дефицит дисциплины, формирующей правила эффективного поведения, приводит к уменьшению чувства защищенности и снижению самооценки, которая страдает также опосредованно, за счет недовольства старших. Резко нарастающая сила эмоций ведет к возникновению стрессов, что усиливает общий эмоциональный дисбаланс, создавая своего рода порочный круг с положительной обратной связью.

   Четвертый уровень СИМ - эмоционально-модальный - формируется параллельно и в непосредственной связи с критериальным уровнем, а потому все проблемы «третьего возраста» критически сказываются и на общем эмоциональном статусе животного.

   И, наконец, формирование социального уровня СИМ, обеспечивающего эффективные взаимодействия с себе подобными (а для собак - и с человеком), относится к «переходному возрасту» или, как его называют в зоопсихологии, к «возрастному бунту», начинающемуся одновременно с физиологическим созреванием в 8-11 месяцев. В это время происходит окончательная видовая и межвидовая социализация, позволяющая животному определить свое место в группе. Самооценка в этом возрасте крайне неустойчива и страдает в тех случаях, когда поведение молодого животного оказывается не вполне адекватным - независимо от того, связано ли это с недостаточным физическим развитием или с дефицитом в предшествующих периодах формирования психики.

   В переходном возрасте вновь появляется большой объем новой информации, как внешней, так и внутренней, отражающей взросление и установление новых социальных связей. Новизна и значимость этой информации очень высоки. Одновременно появляются новые мотивации сексуального и социального характера, что также резко повышает силу эмоционального отклика на события.

   Нами изучены конкретные психические и поведенческие проявления разных типов стресса, позволяющие предупреждать, точно диагностировать и корректировать их последствия. Результаты наблюдений дают возможность судить о частоте возникновения разных типов стресса в их связи с возрастным развитием.

   Все описанные выше нарушения взаимно обусловлены. Ранние ошибки создают почву для дальнейшего развития более поздних проблем, а более поздние проявления маскируют и затрудняют диагностику отклонений раннего возраста. Во многом этот «клубок» зависит от конкретных условий жизни и воспитания собаки, а в наибольшей степени - от соответствия процесса формирования психики требованиям, предъявляемым к поведению взрослого животного.

   С другой стороны, необходимо учесть и тот факт, что сила эмоций, связанных с получением новой информации, определяется типом высшей нервной деятельности. Так, при слабом (по Павлову) типе результатом стресса будут различные страхи, а у холерика, в первую очередь, - сильное моторное возбуждение. Два оставшихся типа более устойчивы в отношении стресса в связи с меньшей возбудимостью, поэтому выраженность сиюминутной реакции и последующих нарушений у них существенно ниже. Однако, процесс возрастного развития психики создает предпосылки и для коррекции врожденного типа высшей нервной деятельности, а следовательно, и для смягчения последствий стрессов.

   В соматике последствия нарушений развития проявляются, аналогично поведенческим реакциям, в зависимости от глубины вызвавшей их причины и особенностей психической деятельности. По наблюдениям, наиболее частыми соматическими нарушениями оказываются различные опухолевые или, напротив, дистрофические процессы. Нередки также различные кожные поражения. В медицине такие явления известны как нейродермиты, в ветеринарии же они не выделяются. В свете новых представлений о физиологии психического стресса становится очевидной связь эмоциональных нарушений и соматических заболеваний.

   Наши наблюдения дают основу для предположений о корреляции типов стресса с различными типами реакций организма. Эти эмпирические закономерности подлежат дальнейшему анализу и изучению. Предполагается также исследовать связь между типами стресса и морфогенезом вызываемых им заболеваний (дистрофические, гиперпластические изменения и заболевания метаболической природы).

   Таким образом, анализ состояния и процесса формирования психики дает хорошую основу для исследования патогенеза и профилактики различных соматических заболеваний.

Наверх

{jlvkcomments}

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама