АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Секреты управления приспособлением к жизни

Наши партнеры

 

 

Некоторые аспекты диагностики и коррекции неврозов у собак

© А.В.Святковский, Ю.В.Криволапчук

В последнее время все чаще стали возникать проблемы, связанные с нарушениями поведения у домашних собак. С ростом количества семейных собак и увеличением разнообразия пород становится все яснее, что привычные нам методы профессиональной дрессировки оказываются далеко не достаточными для решения проблем бытового и социального поведения, и, тем более, для устранения распространенных аномалий психики и поведения. Об этом свидетельствует более чем семилетняя зоопсихологическая практика, а также и появление все большего числа работ, посвященных коррекции поведения собак [см., например, 1, 4, 8, 9].

Особое место среди аномалий психики и поведения собак, по общему мнению, занимают неврозы и подобные им состояния. Нам, однако, неизвестны работы, которые содержали бы достаточно полное и строгое определение невроза у собак, надежно отграничивающее невроз от других психопатологических состояний. Вместе с тем, разработка обоснованных методов борьбы с неврозами без такого определения и более или менее удовлетворительной классификации становится крайне затруднительной.

Согласно общепринятому в ветеринарии определению, невроз – это болезнь, характеризующаяся стойким функциональным нарушением ЦНС или, иначе, хроническое отклонение высшей нервной деятельности от нормы. Здесь под нарушением высшей нервной деятельности следует понимать нарушение поведения, так как внешне деятельность ЦНС проявляется именно поведенческими реакциями.

В ветеринарной практике причины неврозов не классифицируются. К ним относят испуг, переутомление, слишком напряженная тренировка, дрессировка и другие факторы, вызывающие развитие синдрома стресса. Патогенез неврозов принято объяснять ослаблением процессов возбуждения и торможения, одновременно или порознь, в результате чего высшая нервная деятельность приобретает хаотический характер. Для лечения неврозов рекомендуется помещать животных в предельно обедненную среду, из фармакологических препаратов применять барбитураты, производные бензодиазепина, бромиды, иногда сочетание бромидов и кофеина, витаминные препараты. Рекомендации по профилактике неврозов сводятся к "оптимизации содержания", то есть к обеднению среды: исключению всех факторов, вызывающих возбуждение или перенапряжение нервной системы.

В гуманитарной медицине одним из важнейших дифференциальных признаков невроза принято считать наличие навязчивых состояний, при которых поведение характеризуется непроизвольным и непреодолимым возникновением страхов, влечений, двигательных актов.

В ветеринарной медицине не дается четкой дифференциации неврозов от других видов нервной патологии. Однако дифференциальный диагноз весьма важен при выборе наиболее эффективных средств коррекции.

Неврозы следует дифференцировать от сходных нарушений, таких как неврастения, с одной стороны, и психозы – с другой. Кроме того, в ряде случаев сходная клиника может проявляться при отравлениях (например, солями тяжелых металлов), обменных сбоях и органических поражениях головного мозга.

Основным дифференциальным признаком невроза следует считать наличие навязчивых состояний без яркой эмоциональной окраски. Многие детали и оттенки навязчивых состояний, возникающих у человека, недоступны наблюдению и исследованию у собаки. Опираясь на наблюдения за внешним поведением, в соответствии с подходом "объективной психологии" будем считать проявлениями неврозов все формы фиксированного поведения, устойчиво проявляющиеся в некотором круге ситуаций и, как правило, отличающиеся неадекватностью с точки зрения типичного (в том числе и физиологического) для вида и породы поведения. Неврастения, согласно принятому в психопатологии человека определению, – это синдром нервного истощения, проявляющийся повышенной возбудимостью и обостренными реакциями на внешние раздражители. Дифференцировать от нее невроз можно по времени, прошедшему от момента воздействия до реакции. Психоз у человека отличает отсутствие критики своего состояния. Применительно к животным можно говорить о яркой эмоциональной окраске поведения. В отличие от психоза, когда неадекватное поведение направлено на изменение среды, при неврозе оно направлено на снижение внутренней напряженности. Интоксикации и обменные сбои (гипокальциемия, гипомагниемия) сравнительно легко дифференцируются по анамнезу и (при необходимости) по данным биохимических исследований.

К сожалению, органические поражения головного мозга (менингиты, энцефалиты, опухоли и т.д.) однозначно дифференцировать от функциональных нарушений пока не представляется возможным. Постановка дифференциального диагноза возможна лишь в рамках априорного предположения о неврологической или психопатологической природе болезни. Одним из опорных моментов предположительно можно считать некоторые характерные нарушения моторики гладкой и поперечнополосатой мускулатуры.

Основой для анализа поведения собаки может служить схема процесса принятия решения (ППР), или схема формирования поведения, описывающая связь внутренней психической деятельности субъекта с ее проявлением в наблюдаемом внешнем поведении. В патологических случаях этот процесс может реализоваться фрагментарно, не адекватно реальной ситуации и в итоге не приводить к желательным для животного результатам. Поэтому мы предлагаем рассматривать источники невротических состояний и пути решения проблем с точки зрения нарушений в отдельных этапах процесса принятия решения. Анализу проблемы помогает также и метод мотивационного анализа, позволяющий сравнить побудительные мотивы к поведению у индивидуума с "типовым" балансом мотиваций.

Аномалии психики, сопутствующие невротическому поведению, мы рассматриваем как искажения информационных структур, отображающих реальность в мозгу животного. Эти искажения устраняются главным образом путем развития у собаки экстраполяционных, комбинаторных и аналитических способностей, формирующих соответствующие структуры и процессы психической деятельности, а также за счет пополнения тезауруса недостающей информацией. Следствием "глубинной" коррекции информационных структур является реформирование баланса мотиваций.

Основные предпосылки возникновения неврозов мы видим в следующих факторах:

  • наличие неудовлетворенных потребностей любого типа;
  • отсутствие эффективного поведения (как стандартных программ, так и сложных стратегий) для данного круга ситуаций;
  • защита животного от психических перегрузок и стрессов, обусловленная инстинктом самосохранения;
  • закрепление адаптивного и/или компенсаторного поведения, оказавшегося субъективно эффективным либо с точки зрения самой собаки (закрепляется случайным стечением обстоятельств или непреднамеренной реакцией хозяина), либо с точки зрения ее хозяина (закрепляется человеком преднамеренно).

Неудовлетворенные потребности собаки выявляются на основе мотивационного анализа и сравнения потребностей с реальными возможностями их удовлетворения. Следует подчеркнуть, что главной, но не единственной из них является потребность в физической и психической целостности – инстинкт самосохранения. Необходимо обращать самое серьезное внимание на психологические потребности животного – такие, как потребность в информации, потребность в игре, потребность в социальной организации, потребность в самоутверждении и подчинении, потребность в эмоциональных контактах и т.д. Психологические потребности, будучи видоспецифичными, по нашим наблюдениям, чаще остаются незамеченными хозяином и, следовательно, служат достаточно частым источником стрессов, а затем и неврозов. Например, неудовлетворенная потребность в общении приводит к стрессам социального уровня.

Отсутствие эффективных форм и стратегий поведения обусловлено, главным образом, неадекватным возрастным развитием собаки (до года-полутора) и даже у взрослого животного может быть в значительной степени компенсировано специальной дрессировкой, включающей управление поведением и ситуативное обучение адекватным реакциям. Основное внимание при этом следует обращать не столько на отработку навыков, сколько на технологию их применения и последовательность выполнения упражнений. В ходе корригирующей дрессировки зоопсихолог получает возможность одновременно отрегулировать и динамические характеристики высшей нервной деятельности собаки, что достигается тщательным подбором упражнений и также в значительной степени снижает "невротическую готовность" собаки.

Инстинктивная защита от психических перегрузок у животных реализуется преимущественно за счет двигательной активности (вплоть до бесцельного бега по кругу или стремления убежать от хозяина) или – при возможности – за счет попытки спрятаться в хорошо знакомом безопасном месте. Характерно, что такое поведение наблюдается не только при испуге, но и при других видах перегрузок, даже при радостном возбуждении. При реакции на перегрузки в форме торможения возможны разные степени угнетения психической деятельности и двигательной активности.

И, наконец, наиболее явно выраженные и наиболее тяжелые случаи неврозов связаны с выработкой адаптивного и/или компенсаторного поведения, генерализующегося в большом круге однотипных ситуаций (например, прогулки) и воспроизводимого даже в отсутствие конкретного стимула.

Адаптивное поведение вырабатывается при стремлении избежать невротизирующей ситуации, тогда как компенсаторное поведение – это попытка возместить неудовлетворенные потребности при помощи иных форм поведения. Наиболее характерным примером адаптивного поведения, по нашему мнению, служит активизация неадекватных форм стереотипного (общевидового, породного или благоприобретенного индивидуального) поведения – все виды трусливой агрессии, избегания и прочее. Компенсаторное поведение представлено в нашей практике, например, гипертрофированным сексуальным поведением при эмоциональной недостаточности, "помойничеством" или драчливостью при недостатке функционального поведения и т.п. Это явление описывается в литературе как "смещенная активность"[10]. Сложность анализа компенсаторного поведения состоит в том, что при этой форме невроза обязательно присутствует объект поведения, а следовательно, его трудно отграничить от сознательно принимаемого обоснованного решения и консуматорного поведения в целом. В качестве основного диагностического признака для этого случая мы принимаем повторяемость и общность ситуаций, в которых возникает такое поведение.

Необходимо упомянуть о том, что одним из важнейших факторов закрепления невротического поведения нам представляется реакция хозяина на поведение собаки в нестандартной или субъективно экстремальной ситуации. Поэтому анализ неврозов неразрывно связан с обследованием типа и уровня контакта человека и собаки.

Более подробно соответствие неудовлетворенных потребностей и форм невротического поведения отображено в таблице. Порядок мотиваций указан в таблице в соответствии с нумерацией уровней информационной модели и ориентировочными приоритетами мотиваций.

Таблица.
Неудовлетворенные потребности и формы невротического поведения.
Порядок
Мотивация Нормальная
реакция
Невротическое
поведение
Тип
реакции
1.1
Конкуренция
Агрессия
Страх, любые смещённые реакции
Адаптивный
1.2
Самозащита
Агрессия
Трусливая агрессия, избегание
Адаптивный
1.3
Страх
Избегание
Трусливая агрессия
Компенсаторный
1.4
Релаксация
Покой/Движение
Бесцельное движение
Компенсаторный
1.5
Обследование
Ориентировка (обнюхивание)
Суетливость или избегание
Адаптивный
1.6
Пищевая
Пищевая
Отказ от пищи, капризы
Адаптивный
2.1
Сексуальная
Ухаживание
Отказ от общения
Адаптивный
2.2
Самоутверждение
Демонстрация силы, покровительство,
 
Отказ от общения
Адаптивный
2.3
Доминирование
Детское поведение
Компенсаторный
2.4
Забота о потомстве
Покровительство, охрана
Отказ от родительского поведения, повышенная эмоциональность
Адаптивный
2.5
Территориальная
Агрессия или избегание
Любые смещенные реакции
Адаптивный
3
Дисциплина, подчинение
Послушание
Все формы нарушений контакта
Как адаптивный, так и компенсаторный
4
Привязанность
Предпочтение
Доминирование
Компенсаторный
5.1
"Свой – чужой"
Активное, в т.ч. ритуальное общение
Отказ от общения, избегание или агрессия
Адаптивный
5.2
Старшинство видов
Покровительство/
принуждение
При неврозах эта мотивация не развивается!!!
-
5.3
Общение
Все формы контакта
Любые смещенные реакции, особенно – предметно-игровые
Как адаптивный, так и компенсаторный
6
Познание
Исследовательская
При неврозах не развивается!!!
 
-
 
7
Понимание человека
Зависит от ситуации

Разные формы невротического поведения могут сочетаться, образуя комбинированные варианты. Пример комбинированного невротического поведения дает трехлетний кобель колли, страдающий от тяжелых "стрессов выживания" вследствие депривационного развития и крайне низкой самооценки. Во время прогулки собака постоянно кружит вокруг хозяина, не будучи в состоянии передвигаться по прямой. Такое поведение выработалось в процессе первичной адаптации как избегание перегрузки при реальной или воображаемой угрозе, а впоследствии закрепилось для всех ситуаций, связанных с обстановкой улицы, независимо от наличия или отсутствия угрозы.

Методы решения проблемы определяются не только генезом невротического состояния, но и тем, каким этапом процесса принятия решения, а значит, каким уровнем психической структуры обуславливаются поведенческие аномалии.

Процесс принятия решения (ППР) подробно исследован в трудах по кибернетике, теории систем управления и искусственному интеллекту. Применительно к поведению живого существа его можно обобщенно представить как последовательность следующих основных этапов:

  • Восприятие информации и формирование потребности. Поддерживается фактографическим уровнем информационной модели.
  • Оценка ситуации и потребности. Поддерживается фактографическим, стереотипным и отчасти критериальным уровнями.
  • Прогнозирование реализации поведения. Поддерживается стереотипным и критериальным уровнями модели.
  • Формирование суммарной мотивации.
  • Выработка стратегии поведения. Поддерживается всеми развитыми уровнями модели.
  • Выбор средств реализации. Поддерживается стереотипным и критериальным уровнями модели.
  • Собственно принятие решения. Поддерживается всеми развитыми уровнями модели, вплоть до идеального.

В рамках перечисленных обобщенных этапов ППР выделяются также более мелкие виды психической деятельности, однако рассмотрение их выходит за пределы данной работы.

Рассмотрим различные невротические состояния в их сопоставлении с этапами ППР.

1. Этап восприятия информации. Возможные нарушения сводятся к недоразвитию и другой патологии сенсорных анализаторов. Необходимо лечение в сочетании с упражнениями, развивающими анализаторы. Фармакологическое вмешательство с целью коррекции функций анализаторов должно осуществляться с осторожностью. В качестве примера можно привести препараты возбуждающие нервную систему (стрихнин, препараты наперстянки, элеутерококк, лимонник и др.), в дозах, обостряющих чувствительность экстерорецепторов.

2. Этап оценки. Возможные нарушения связаны с неполноценным физическим развитием, а также с информационной недостаточностью, недоразвитием эталонных информационных структур, а также экстраполяционного и аналитического мышления. Возможны также искажения приоритетов мотиваций. Требуются мероприятия по развитию аналитического мышления и пополнению тезауруса. Возможно применение фармакологических средств, улучшающих память и несколько усиливающих торможение. При искажении баланса мотиваций в очень ограниченной степени они могут использоваться для изменения мотиваций. Примером могут служить ГАМКергические препараты, пирацетам и др.

2а. Подэтап оценки действий партнеров ("помощь" и "помеха"). Возможные нарушения обусловлены недостаточной социализацией (как видовой, так и межвидовой) и недостаточным развитием экстраполяционного и аналитического мышления. Необходимые мероприятия направлены на развитие механизмов психической деятельности, а также на коррекцию социальных представлений и выражающего их стереотипного поведения. В части действий хозяина – требуется выработка взаимопонимания и коррекция типа контакта. Применение фармакологических средств представляется сомнительным. Однако, теоретически могут быть интересны мепротан, триоксазин и аналоги.

3. Этап прогнозирования результатов поведения. Возможные нарушения связаны с недостаточным развитием экстраполяционного мышления и несформированными причинно-следственными структурами. Требуемая коррекция психики заключается в демонстрации причинно-следственных связей и совершенствовании механизмов психической деятельности. Применение фармакологических препаратов возможно лишь в очень ограниченной степени с целью устранения сопутствующей возбудимости. На этом этапе могут быть применены те же препараты, что и в предыдущем случае.

4. Этап формирования суммарной мотивации опосредован другими этапами и не может рассматриваться самостоятельно. Возможные нарушения обусловлены отклонениями на других стадиях процесса принятия решения. Коррекция этого этапа должна быть основана на точной диагностике и направлена на устранение исходных нарушений.

5. Этап планирования стратегии и сложных форм поведения. Возможные нарушения коренятся в недоразвитии аналитического, комбинаторного и стратегического мышления. Корригирующие мероприятия способствуют развитию механизмов психической деятельности. Применение фармакологических препаратов возможно лишь в очень ограниченной степени с целью устранения сопутствующей возбудимости. Для коррекции этого этапа могут применяться такие препараты, как фенотиазины и бромиды (в минимальных дозах), настойка пустырника, настойка пиона.

6. Этап выбора средств реализации. Возможные нарушения обусловлены недоразвитием стереотипных форм поведения и несформированным критериальным уровнем. Необходимые мероприятия направлены на пополнение информации этих уровней (специальная корригирующая дрессировка в режимах управления поведением и ситуативного обучения). Применение фармакологических средств возможно исключительно с целью временной коррекции динамических характеристик высшей нервной деятельности – с обязательным закреплением результатов после отмены препаратов. Спектр применяемых препаратов может быть достаточно широк, их применение зависит от конкретных целей.

7. Этап принятия решения. Возможные нарушения обусловлены нарушениями предшествующих этапов и не могут рассматриваться самостоятельно. Выбор корригирующих мероприятий определяется диагностикой конкретного случая.

8. Этап реализации поведения. Возможные нарушения коренятся в недостаточных физических возможностях (терапевтическая корректировка допустима в соответствии с первичным диагнозом), а также в нарушениях предшествующих этапов. Выбор корригирующих мероприятий определяется диагностикой конкретного случая.

В целом же лекарственные средства могут применяться в основном для создания оптимального фона для несоматической коррекции, направленной на реструктуризацию модели психики (дрессура, ситуативное обучение), так как в основном снимают лишь внешние проявления неврозов, не устраняя их причин. Например, попытка скорректировать поведение излишне возбудимой и подвижной собаки дачей хлорпромазина в лучшем случае лишит животное возможности снять возбуждение в движении, в худшем же может вызвать парадоксальную реакцию.

Проведенная нами работа свидетельствует о неразработанности темы. Учитывая возрастающий интерес к коррекции проблемного поведения собак, можно предположить, что это направление окажется весьма перспективным.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Аскью Генри Р. Проблемы поведения собак и кошек. Руководство для ветеринарного врача/ Пер. с нем. М.Степкин. – М.: "Аквариум ЛТД", 1999. – 624 с.
  2. Бергман Ё. Поведение собак/ Пер. с финского. – М.: Восхождение, 1992. – 160 с.
  3. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. – 480 с.
  4. Гриценко В.В. Коррекция поведения или перевоспитание собак. – М.: 1995. – 116 с.
  5. Губский Ю.И., Шаповалова В.А., Кутько И.И., Шаповалов В.В. Лекарственные средства в психофармакологии. Киев, "Здоровье", Харьков, "Торсинг", 1997. – 288 с.
  6. Допинги в собаководстве. Фармакофизиологическая коррекция экстерьера и продуктивности/ Гурман Е.Г. и др. – Одесса: Все живое, 1995. – 280 с.
  7. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей./ Пер. с англ. – М.: Селена+, 1995. – 416 с.
  8. Чуваев И.В. Возможности фармакотерапии при неадекватном поведении и оптимизации обучения собак// Ж. "Ветеринарная Практика", 1999, №1(7), с.19-22.
  9. Чуваев И.В. К вопросу о зоопсихиатрии собак// Новые фармакологические средства в ветеринарии: Материалы 11-ой Международной межвузовской научно-практической конференции. СПб: 1999, с. 102-103.
  10. Tinbergen N. "Derived" activities, their causation, biological significance, origin and emancipation during evolution. Q. Rev. Biol., 1952, Vol. 27, pp. 1-32.
Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама