1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Поведение – наблюдаемая активность живого существа (двигательная, речевая и др.), имеющая целью удовлетворение актуальной потребности.
Психическая деятельность – совокупность внутренних (недоступных непосредственному наблюдению) процессов, реализующих восприятие, обработку и генерацию информации. Процессы психической деятельности предшествуют поведению и определяют его. Психическая деятельность реализуется за счет нервных процессов и структур, зафиксированных в нервной системе благодаря свойству облегчения. Составляющими психической деятельности являются интеллектуальная деятельность и эмоции.
Эмоция – ощущение, отвечающее состоянию актуальной потребности. Удовлетворенные потребности порождают положительные потребности, неудовлетворенным потребностям сопутствуют отрицательные эмоции. Сила переживаемых эмоций обуславливается остротой потребности и вероятностью ее удовлетворения (П.В.Симонов).
Интеллектуальная деятельность – совокупность процессов обработки и генерации информации, обеспечивающей возможное поведение. Результирующая информация представлена системой нервных импульсов, управляющих поведенческой активностью. Интеллектуальная деятельность представлена (а) процессами логической обработки информации и (б) ассоциативно-интуитивными процессами.
Логическая обработка информации (ЛОИ) – пошаговые процедуры преобразования дискретной информации. ЛОИ строится на явных логических связях и отношениях. Подробно см. гл. .
Ассоциативно-интуитивная обработка информации (АИОИ) – преобразования информации, основанные на ассоциативных связях, возникающих путем самоорганизации. Информация, подлежащая АИОИ, имеет непрерывный характер (спектральный или полевой). Подробнее см. гл. .