АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

Содержание материала

НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ СТАЯ?

 Животные в природе собираются в коллектив вовсе не от скуки. Главный критерий Матушки-Природы – это ВЫЖИВАНИЕ. Поэтому они живут маленькими или большими компаниями тогда и только тогда, когда вместе жить легче и лучше, чем поодиночке. Ну хоть в чем-то!

 Рыбы и перелетные птицы собираются в косяки, чтобы их не переловили и не сожрали по одному. Кстати, есть и одиночные рыбы – это те, кто надежно прячется от врагов в одиночку и в тесных убежищах в камнях и норах. Копытные живут стадами и табунами, чтобы эффективнее отбиваться от врага и спасать своих детей. В любом случае у сообщества находится какая-то общая цель и общее дело.

 А псовые? Тут всё еще интереснее – они вместе ОХОТЯТСЯ. То есть, вместе РАБОТАЮТ!

 Нет, не смейтесь, пожалуйста! Добыть себе пищу – это главная работа в звериной жизни. У людей, между прочим, тоже так. А тем, для кого работа – это еще и радость, можно только позавидовать.

 Вопрос о том, как организована волчья или собачья стая, мучил ученых давно. Ему посвящали свои труды виднейшие этологи – Конрад Лоренц и Нико Тинберген. Они выделяли те качества, которыми обладают все виды сообществ в животном мире: открытость-закрытость, анонимность-индивидуальность.

 Наиболее полно перечислил эти качества американец Дж.Эйзенберг еще в 1965 году – у него их целых 5. А поскольку доказано, что человеческие отношения и собачьи целиком и полностью соответствуют друг другу, то я, говоря о признаках сообщества, описанных Эйзенбергом, попрошу Вас примерять эти описания на человеческую жизнь. Подумайте: что было бы, не дай бог, с Вашей семьей, если бы эти требования постоянно нарушались?

 Есть два главных требования, без которых, понятно, никакое сообщество не существовало бы в принципе, это стремление быть вместе (по-научному оно называется когезией) и общий язык. А как без этого? Это нужно даже самому слабо организованному, по мнению биологов, сообществу – косяку рыб. Им ведь необходимо понимать друг друга, когда надо слаженно поворачивать или быстрее плыть вперед.

Нарушения когезии

 Собаки хотят быть с нами всегда и везде – это правда. А мы? Всегда ли, с их точки зрения, мы искренне хотим быть вместе с ними?

 Разумеется, в любом случае у человека есть множество причин не брать с собой собаку – на работу, в театр, в магазин, в ресторан. Но мы совсем не всегда заботимся о том, чтобы это понимала собака.

 Что трудного хотя бы на время выработать какие-то специальные знаки, по которым собака могла бы сообразить, куда Вы идете? Они могут додуматься и до того, чтобы определять это по нашей одежде, а то и по запаху косметики, как приноровилась когда-то моя фоксюшка Джи-Джи. Но для начала пусть будет что-то более заметное – например, уходя на работу, Вы всегда сначала переобуваетесь,а уж потом надеваете пальто. Если же собираетесь куда-то с собакой, то наоборот. Очень помогает специальная сумочка, которая может использоваться также и для некоторых полезных упражнений. Словом, вариантов много. Мы, к примеру, говорим собакам, что мы едем на работу, а они работают дома. Отлично помогает!

 Но уж если Вы можете взять с собой собаку, то не обманывайте ее! Вот пример из жизни нашей семьи.

 Я почти каждый день иду позаниматься скандинавской ходьбой и в большинстве случаев мне ничто не мешает взять с собой собак. Они это очень любят и радуются, как только видят, что я одеваюсь в соответствующую одежду (она не та, в какой я уезжаю на работу). Когда я беру в руки палки, они уже так и вытягивают шеи, чтобы я надела на них ошейники и, боже упаси, их не оставила! Но бывает и так, что мы с сыном едем куда-то, где я смогу пройтись с палочками, но собак туда не возьмешь. Тогда палки из дома выносит сын. Видя, что я уходу без палок, собаки уже понимают, что в этот раз мы не идем потоптать двор вместе с ними. Даже если я одета так же, как когда иду с ними.

 Проверьте себя на подобные ситуации. Помогите собаке поверить, что Вы, если только сможете, всегда возьмете ее с собой. Потому что – когезия!

Нарушения общего языка

 Язык собак – это, по большей части, пантомима, но сопровождаемая разнообразными звуками. Существуют описания этого языка, хотя и в разной степени надежные. Назову для примера распропагандированную у нас Тюрид Ругос с ее "сигналами примирения". Хотя то, что она описывает, это никакие не сигналы и уж тем более – никакого не примирения! Все-таки это попытка хоть на каком-то уровне описать общий язык, который так нужен.

 Намного лучше описал знаки собачьего языка Йоран Бергман в своей книге "Поведение собак". Там он иллюстрировал описания рисуночками своих такс, которые вполне удовлетворительно соответствуют "среднестатистическому" собачьему языку, без учета "диалекта" отдельных пород.

 Конечно, я предложу Вам и свой собственный "Самоучитель собачьего для хозяев", где описано и то, какими знаками Вы можете пояснить собаке свои слова или действия. В индивидуальном варианте он будет сопровождаться видеоиллюстрациями, подобранными специально для Вас.

 

 А теперь – о тех свойствах, которые отсутствуют у низкоорганизованных в социальном отношении животных, но в полной мере представлены у собак и людей.

Это: (1) замкнутость состава; (2) разделение труда и (3) личное узнавание.

Нарушения замкнутости состава

 Ой, как мы любим во время прогулки приласкать чужих собак, а  то и поиграть с ними! А для собаки это все равно, что мама, которая на улице непонятно почему целует чужого ребенка.

 А наша радость, когда наша "добрая" собачка ластится к прохожим? Навряд ли мы так же были бы рады, если бы наш сынишка бросался в объятия каждой соседке, каждому встречному дяденьке.

 Наше радушие, когда в дом приходит кто-то, кого собака вовсе не обязана считать очень близким человеком.

 Наше разрешение командовать собакой каждому, кому охота развлечься.

 Мы с радостью помогаем друзьям-собачникам, желающим уехать в отпуск, и берем на время их питомца. Считая себя обязанными скрасить ему тоску по хозяевам и втереться к нему в доверие, мы то подсовываем ему первым вкусные кусочки, то ласкаем его – "что-то он загрустил". А как понять это нашему собственному зверю? Всех наших привходящих соображений он оценить не в силах. Для него это всего-навсего неизвестно откуда взявшийся конкурент. Конурент во всем, включая самое святое – Драгоценного Хозяина! Даже если это собственный сын или дочка, ушедшие из родного дома хотя бы месяц назад.

 Нам случалось вернуть в стаю фоксячью дочку – уже трехлетнюю. Мы ЗНАЛИ, как это сделать, чтобы никому не причинить боли. Мы можем научить этому и Вас.

Нарушения разделения труда

 Мы уже убедились, что основа жизни стаи – это совместная деятельность. А в рамках этой деятельности каждый исполняет определенные обязанности.

 Если Вы представляете себе, как организована охота у волков, то знаете, что они вовсе не несутся всем гуртом по пятам жертвы. Есть загонщики, есть "перехватчики", есть тот, кто валит добычу. А понаблюдайте за тем, как пара собак сражается с чужаком: даже у мелкой и несерьезной "подначки" есть своя задача в помощь крупному и сильному Вожаку: она отвлекает и раздражает противника. Вот это и есть разделение труда.

 В любой собачьей работе такое разделение труда нормально и неоспоримо, оно получается само собой. Собака идет по следу – человек пользуется результатом. Собака показывается на выставке – человек ведет ее в ринге. Собака "подставляет" зверя – человек стреляет. А в семейной жизни?

 Да ведь в семье тоже есть вполне естественное разделение труда! И нормальные стайные функции собак – оберегать детей, следить за подкрадывающейся опасностью, отстаивать свои владения – очень даже уместны в жизни любой семьи. Только не мешайте их выполнять!

 Позвольте собаке принимать деятельное и осмысленное участие в жизни семьи, четко зная свои обязанности.

 Не запрещайте собаке лаять на шумы за дверью, а научите ее различать, какие из них достойны Вашего внимания.

 Не закрывайте наглухо дверь детской, а поручите псу следить, когда ребенок заплачет и звать Вас. У одной моей знакомой пес приносил для ребенка чистые подгузники и относил куда надо грязные.

 И так далее, и тому подобное… Возможностей очень и очень много, выбор их зависит только от образа жизни семьи и Вашего желания.

 Помните только, что собака не может довольствоваться ролью декоративного аксессуара. Даже если ее работа состоит в том, чтобы при гостях красиво возлежать на вышитой подушечке – это ее ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА! И потом, кто сказал, что гстей нельзя удивить чем-то еще?

Вот в каких социальных ролях по отношению к человеческой семье
видят себя сами собаки
(почти независимо от физических размеров и породы):

  • Активная собака с адекватной самооценкой – Старший Воин или Воин
  • Молодая собака или собака с недостаточной самооценкой – Сигнальщик
  • Щенок – он и есть Щенок
  • Стареющая или больная собака – Инвалид (это не то, что Вы думаете!)
  • Взрослая сука в период деторождения - Мать
  • Любая собака может быть Пестуном – когда есть, кого пестовать
  • Взрослый кобель может быть Дядюшкой – когда есть малые дети.

 Подробнее об этих социальных рангах читайте в миникниге "Семья как стая, стая как семья".

Нарушения "личного узнавания"

 Для полноты картины я пользуюсь термином, который ввел сам Эйзенберг, хотя я охотно говорила бы (вслед за Конрадом Лоренцом) об индивидуальности. Но – система есть система! Не будем путать два ряда признаков.

 Личное узнавание прямо вытекает из разделения труда и представляет собой как бы его другую сторону. Если разделение труда диктуется выполняемой работй, то личное узнавание определяет, кто из наличного состава стаи лучше других с этой работой справляется.

 ВАЖНО: личное узнавание – это оценка индивидуума другими членами сообщества, а не то, что он сам о себе думает!

 Казалось бы, помешать собаке изучать хозяина просто невозможно! Ан нет! Умудряемся, да еще как!

 Быстрее и надежнее всех этого достигают те хозяева, кто считает нужным во время прогулки только сопровождать собаку и присматривать за ней. Так, как не очень радивая няня гуляет с нелюбимым воспитанником – лишь бы повинность отбыть да целым домой привести.

 Самые верные практические способы:

  • Прогулки на рулетке или очень длинном поводке
  • Прогулки в собачьей "тусовке" с возможностью почесать языки с другими собачниками
  • Предоставление собаке полной свободы – тут возможны варианты: от хозяина в стороне, за углом, за кустами и т.п. до того, чтобы просто выпустить собаку одну во двор
  • Любое невмешательство в собачьи дела - ведь не сожрет никого, а кого сожрет, тот сам виноват!

 Разгадка в том, что собаки, как и другие животные, оценивают и себя, и других по результатам поступков и принимаемых решений. А как быть, если поступков никаких нет?

 Еще один способ не дать собаке себя понять тоже достаточно действенный, хотя и не такой быстрый. Это вопиющая непоследовательность требований.

 Тут проще всего привести пример. Молодая дама терпеть не могла, когда ее собака гонялась за велосипедистами и облаивала их. Уж почему она не могла применить испытанный способ с отсутствием результата поведения, я не знаю. Зато она хорошо усвоила, что запреты ничему собаку не учат. И вот как она об этом рассказывала.

 "Один велосипедист, второй, третий – я молчу. Десятый – я закипаю, но молчу! Но я же не святая, на одиннадцатом или двенадцатом я срываюсь и ору!"

 Естественно, она считала это неисправимым непослушанием и упрямством собаки.

 Но как это понять бедной собаке? Чем десяток велосипедистов, за которыми можно было гоняться, отличается от одиннадцатого или двенадцатого, за которых положена неслабая взбучка?

 Не проще ли было сообщить собаке свои правила поведения для таких случаев? Да еще так, чтобы эти правила не зависели от порядкового номера велосипедиста!

 

Подобные ситуации всегда так же индивидуальны, как индивидуальны наши взгляды и требования к собаке.

Поэтому в любом таком случае приглашаем Вас на онлайн-консультацию. Мы вместе найдем стопроцентный способ исправить положение.

А если Вы сумеете показать собаке, что знаете, как себя вести в этом непонятном для нее мире - послушание Вам обеспечено!

Наверх

{jlvkcomments}

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама