АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

Почему не развивают развивающие игры

   Мне не раз и не два попадались самые разнообразные рекомендации по поводу того, как быстро и без лишнего труда озадачить питомца каким-нибудь чрезвычайно полезным занятием. Кроме обожаемого зообизнеса, производящего разнообразные приблуды "по науке" (интересно, какой?!), есть еще море разного рода импровизаторов, творящих от души.

   Легче одурачить людей, чем убедить их в том, что они одурачены.

© Марк Твен

...но я попытаюсь это сделать.

   И, если с зообизнесом все понятно: главное в этом слове – "бизнес", а он к здравому смыслу всегда имеет очень отдаленное отношение, то с энтузиастами все намного сложнее. Среди них действительно есть люди увлеченные, но качество и уровень их знаний непредсказуемы. Я не раз уже писал о том, как это получилось. В эпоху "свободы" на волне отрешения от старого мира для нас открылось много новых знаний, которые выглядели (да и были) совершенно революционными. И, чем больше они отличались от всего, что мы знали до тех пор – тем бóльший восторг вызывали в неокрепших умах.

   А дельцам что: им покажи "горячую" тему – они еще и сами ее подогреют, чтобы все сливки снять. Так появились целые издательства, продвигавшие кто конкретных авторов, а кто и целые псевдонаучные направления. Были и весьма известные, тащившие "оттуда" все, что плохо лежит. В переводах, выполненных студентами на занятиях по инязу (технология отработана: текст раздают на "тысячи", потом собирают снова, слегка причесывают – и вуаля! книжка готова!) довольно средненькие записки какого-нибудь ветврача зоополиции могли превратиться в бестселлер. Правда, я приводил уже свой любимый пример с популярной брошюркой по ветеринарии для собачников, где было сказано, что столбняк нельзя назвать инфекционной болезнью...

   И вот представьте: в этом море не пойми чего оказались любители собак (и кошек). Как им разобраться, что правда, а что мусор, если большинство не имеет не то, что специальных знаний, а даже самых поверхностных курсов? Каждый хватает первое, что попало под руку и рассчитывает, что уж ему-то достался кусочек Истины. Так и рождаются "глубоко научные" идеи – в том числе, для зообизнеса.

   Но для "частника" наибольший интерес всегда представляют "лайфхаки" – то, что можно сотворить при помощи очумелых ручек с минимальными затратами. Чего только ни изобретают! И дармовые подобия "конгов", и доморощенные вариации на тему действительно полезных игр – но по принципу "слышал звон...", и просто лютую отсебятину. Главный принцип – позаковыристее с виду и никаких затрат на исполнение. Одним из самых "безжалостных и беспощадных" шедевров оказалась коробка, в которой перемешаны обрывки бумаги и кусочки сухого корма.

   И ладно бы еще весь этот креатив ухитрялись "приделать к месту". Но нет, "петух прокукарекал, а там хоть не рассветай". Объяснить, как с толком использовать эти затеи, не в состоянии ни их авторы, ни восприемники. Попытка выяснить, что же такое развивают предлагаемые занятия, вызывает, в лучшем случае, глухое молчание. А чаще – просто бан на вечные времена.

   Самое любопытное, что большинство этих изобретений (кроме откровенно вредных или опасных) можно было бы использовать с толком. Достаточно только знать, что происходит со зверем в процессе и не пускать это дело на самотек. Я не буду сейчас давать подсказок "самоделкиным", мне их не жалко. Но есть один нюанс, который уничтожает их главный посыл.

   Я говорю об идее "самозанятости" зверя и его "саморазвитии".

   Я писал уже о роли хозяина (если он хозяин, а не просто владелец) в жизни зверя. Но как, скажите на милость, должна формироваться эта роль, если хозяин полностью исключает себя из жизни своего питомца? Чем (и кем!) должна управляться якобы очень интеллектуальная деятельность зверя? Какие решения он учится принимать в этих играх?

   Никакая самостоятельная игра не научит зверя взаимодействовать с хозяином и доверять ему. Ни одна подобная затея не привьет щенку умение "душить прекрасные порывы" и управлять собственной активностью. Никогда "самозанятая" собака не научится себя вести, например, в присутствии детей. Или даже сородичей. Никому не удастся без труда сделать собаку умной, что бы это ни значило.

   Только непосредственное участие хозяина в жизни и развитии собаки может превратить её в надежного товарища, который не подведет ни в толпе, ни при появлении детей, велосипедистов и прочей неуравновешенной фауны. И для этого не нужны ни "высоконаучные" произведения зообизнеса, ни вращающиеся бутылки, ни обувные коробки с туалетной бумагой, ни "поисковые коврики". Достаточно подручных средств и немного фантазии. А если уж вам не терпится использовать что-нибудь этакое – сперва подумайте, для чего вы хотите это применить: что именно вы будете развивать с помощью той или иной приспособы.

   И еще раз: Карфаген должен быть разрушен! ТОЛЬКО участие хозяина решает всё!

   Ну, и на закуску самое неприятное. У многих сейчас возникнет сильное желание запустить в монитор чем-нибудь тяжелым, а потом еще и обвинить меня в порче имущества. Но это замечание для тех, кто хочет думать.

   Вся заманчивая прелесть "развивающих игр" кроется в двух естественных для человека вещах. Во-первых, это самоутверждение: я ведь так забочусь о своем звере, что даже навыискивал/наизобретал/напокупал ту еще кучу супер-пупер развивающих игр. А во-вторых – как и с сухими кормами, банальная лень. Один раз смастерить (или даже купить) какой-нибудь хитрый снаряд – и больше ничего не нужно! Зверь развивается самостоятельно и не требует внимания!

   P.S. И еще. Казалось бы, к теме статьи это имеет очень отдаленное отношение. Но игры "в мячик" или "в палочку" – ничто иное, как та же самая привычка избавляться от "вечно путающейся под ногами" собаки. А по сути – обыкновеннейшая безответственность.

   И да, я не оригинален. Я встречал подобные же разгромные статьи, посвященные "развивайкам" для детей. На что только ни ссылаются изобретатели этих штуковин: и развивают-де мелкую моторику, и музыкальный слух, и различение цветов-форм-фактуры (в моем детстве для этого служили кубики и пирамидки – просто и доступно). Но главное – все то же самое: родителям невмоготу заниматься с ребенком, нужно придумать ему что-нибудь этакое. А ребенок, как и собака, не станет развиваться, если это развитие не направлять! И простенькую пирамидку соберет (если станет! а ему зачем?) не по размеру или цвету, а как попало. И буквы в планшетку вдавит коленом, а не по алфавиту – все видели такие картинки в интернете. И клавиши у синтезатора выломает, потому что интереснее, что у него внутри, чем то, как на нем можно сыграть.

   Мораль: не ленитесь и не перекладывайте свои функции на выдуманные от досужего ума причиндалы. Не поможет.

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама