АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

ЖИВОТНЫЕ В СЕМЬЕ

Часть 1: БЕЗ КОНФЛИКТОВ И ПРОБЛЕМ

Умный отлично выпутывается
из тех ситуаций,
в которые никогда
не попадает Мудрый.

© Н.Д Криволапчук
СЕМЕЙНЫЙ ЗООПСИХОЛОГ-АДАПТИВИСТ, ИНТЕЛЛЕКТОЛОГ.
Консультант, эксперт по проблемам психики и поведения семейных животных и межвидовым отношениям.

Я знаю, что произойдет после публикации этой статьи. Те, кто поймет и оценит ее смысл, не увидят в ней ничего нового. Они, по правде сказать, и сами так всегда думали, только не писали и не говорили об этом.
Зато те, кто не сможет и/или не захочет понять, начнут очередную священную войну против Адаптивной Зоопсихологии.
Вопрос только в том, много ли будет активных хейтеров.

 

   Мы, зоопсихологи-адаптивисты, жестоко наказаны безжалостной судьбой! Видимо, за непомерное научное любопытство. Мы лишены простых и естественных человеческих радостей – победить в борьбе или перехитрить супостата. Тем самым, мы лишены великолепных возможностей самоутверждения за счет животных! Мы лишены сладкого чувства власти над слабым!
   Почему?
   Да потому, что у нас не бывает конфликтов с животными.

   Откуда взялось это убеждение, будто домашний зверь и человек (да не просто человек, а Хозяин!) находятся в вечном противостоянии? Будто бы Человек вынужден постоянно доказывать каждой жучке и каждому мурзику, что он умнее и сильнее. А разве в этом можно сомневаться?

   Это все равно, что доказывать, что умеешь читать. Вы-то сами часто демонстрируете окружающим это свое умение? Нет! Потому что никто в нем не сомневается.

   А кто сомневается в превосходстве человека над собакой или кошкой? Им, питомцам, это и в голову не приходит – по той простой причине, что они зависимы от нас во всех (без всякого исключения!) сторонах своей жизни. Не поладишь с хозяином, так он и не накормит, и гулять не поведет, и вообще – запрет в клетку. А может и безнаказанно убить. Конфликтовать с Хозяином крайне опасно!

   Остается лишь предположить самое печальное: противостояние создается и поддерживается самим человеком. Основой этого извечного конфликта служит убеждение в том, что законы звериной жизни познать невозможно.

   Это неправда. Вот уже более ста лет существует этология – наука о поведении разных видов животных и о его эволюции. Она-то и дает нам достоверные сведения о законах звериной жизни.

   Пройдемся наскоро по основным высказываниям тех, кто убежден в антагонизме человека и домашних животных. Здесь придется разделить аргументы, касающиеся собак и кошек, поскольку первые социальны, а вторые индивидуальны – стало быть, они по-разному строят отношения с человеком.

  • Собачья стая организована по принципу строгой линейной иерархии, от альфа-особи до омега-особи.
    ЛОЖЬ! Стая построена на разделении обязанностей. Поэтому нет и быть не может линейного подчинения Воинов и Матерей, Опекунов и Инвалидов. Читайте К.Лоренца, Дж.Эйзенберга, Ф.Моуэта.
  • В стае господствует непрерывная борьба за жизненные блага, вплоть до конкуренции за комфорт и удовольствия.
    ЛОЖЬ! Распределение жизненно важных ресурсов в стае определяется ценностью каждого индивидуума – выжить должны все, но в первую очередь – те, от кого зависят менее приспособленные.
  • Старшинство в стае обусловлено физической силой и все противоречия разрешаются в непримиримых драках.
    ЛОЖЬ! Никто не заинтересован в том, чтобы покалечить соратника – ведь тем самым риск повышается для всех. Нет, старшие члены стаи заботятся лишь о том, чтобы у молодых и неопытных было больше шансов на выживание. Потому они и занимают главенствующие позиции – они лучше знают, как уцелеть, как быть сытым и как жить в благополучии.
    Старшинство в стае определяется большей приспособленностью к жизни и необходимостью передачи ценных знаний младшим.
    Старшие вообще настаивают на своем не так часто – только в случаях, связанных с чьей-либо безопасностью или интересами всей стаи. И никогда не добиваются чего-то просто "из принципа", чтобы продемонстрировать свою власть. Все их распоряжения напрямую продиктованы смыслом сиюминутной ситуации.
  • Кошка вообще "гуляет сама по себе" и никогда никому не подчиняется.
    ЛОЖЬ! Кошка, разумеется, не поторопится действовать вопреки собственным интересам. Но если показать ей, что достигнуть своей цели проще, если играть по хозяйским правилам, то она прекрасно их соблюдает. Иначе она своего не добьется.
  • Собака нуждается в постоянных командах, поскольку все ее поведение определяется лишь набором инстинктов и рефлексов.
    ЛОЖЬ! У собаки всегда есть выбор – хотя бы выполнить/не выполнить команду. в составе любого инстинкта есть выбор форм – для сильного и для слабого, для молодого и для старого. И выживает тот, кто правильно выбирает форму поведения в конкретных обстоятельствах.

   И разве кошка намного интеллектуальнее собаки, раз не выполняет команд?

   Вы не верите, что эти утверждения лживы? Тогда представьте себе уличную стаю, где все только и думают о том, кто кого изувечит, где никто не берет на себя ответственность за младших и не может решить, с какой ноги шагнуть, чтобы дойти до места назначения.
Первыми в этой стае будут истреблены щенки и молодняк, потом старики частично поубивают друг друга, а частично вымрут с голоду. Последний герой тихо скончается в грязной луже. Бр-р-р!

   Таким образом, в общественном сознании отношения человека и зверя определяются следующими идеями:
  • существует один-единственный вариант поведения для каждой ситуации;
  • правильный вариант знает лишь человек;
  • человек всегда может (видит, знает, успевает!) дать зверю соответствующую команду;
  • зверь всегда может выполнить команду.
  1.    Если же команда не выполняется, то есть три основных способа добиться своего:
    затвердить вариант поведения до полного и бессознательного автоматизма. Не срабатывает – может помешать, к примеру, физическая невозможность, боль, страх и т.п.
  2. заставить силовыми приемами и прямым жестоким обращением – к этому относятся не только пресловутые ЭШО, но и голодание зверя с кормлением только на занятиях. Не работает по причине противоречия с законами выживания.
  3. подкупить и ублажить зверя, рассчитывая на то, что тяга к удовольствиям окажется сильнее любых естественных побуждений, включая боль и страх. Не помогает, поскольку оставляет решение за зверем – он будет решать, что важнее: предлагаемое удовольствие или собственная потребность.

   Первые два метода в разных пропорциях смешаны в печально знаменитом принципе "Я – НАЧАЛЬНИК, ТЫ – ДУРАК".

   Отгадайте с одного раза, в какой части человеческого общества этот принцип определяет собой все отношения между индивидуумами? Ну конечно же, в армии. Согласно указу Петра Первого от 1708 года "подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый". Иначе быть беде!

   Как ни странно, взгляды нынешних "гуманных зоопсихологов", проповедующих третий метод, сводятся все к тем же убеждениям и отличаются от армейского строжайшего подчинения лишь по форме. Суть та же: человек не просто имеет право, но и обязан лишить зверя самостоятельности – только лишь потому, что не знает, чем эта самостоятельность обернется.

   Разумеется, все сказанное относится к собакам, поскольку способы добиться правильного поведения от кошки вообще никем и нигде не изучаются. Потому-то и попытки влияния на кошачье поведение нередко сводятся к старанию что-нибудь отрезать…

   И все-таки:

КАК ОБОЙТИСЬ БЕЗ КОНФЛИКТОВ И ПРОБЛЕМ?

   Да точно так же, как обходится без них природа! Достаточно вспомнить главное:

   ЦЕЛЬ ПРИРОДЫ СОСТОИТ НЕ В ВЫЖИВАНИИ ИНДИВИДУУМА,
А В ВЫЖИВАНИИ И ЭВОЛЮЦИИ ПОПУЛЯЦИИ И ВИДА.

   Индивидуум, все одно, смертен. А сообщество, накапливая опыт успешных приспособлений, развивается и эволюционирует, постоянно приспосабливаясь к реалиям среды обитания. Это становится возможным только при том условии, что старики учат молодых жить самостоятельно, чтобы потом, когда старики кончатся, передать опыт приспособления новой молодежи.

   Отсюда следует Главная Заповедь:

   Задача Старшего (Лидера) – не командовать
и управлять каждым шагом, а в том, чтобы
помогать выжить и учить жить.

   Для собак этот принцип совершенно естественен, он "встроен" в природу стаи. Кошки же, индивидуалы в природе, в семье вынуждены так или иначе выстраивать свои законы выживания совместно с хозяевами и теми животными, на сожительство с которыми мы их обрекаем.

   И разве не так устроена человеческая семья?

   Человек-Хозяин без всяких сомнений приспособлен к созданной им антропогенной среде куда лучше любого животного. Зверю трудно охватить тот объем информации, с которым он сталкивается в жизни с человеком, и отследить все быстротекущие события. Инстинктов, заложенных природой, на это не хватает. Собственные возможности адаптации к жизни в человеческой семье настолько ограничены, что главная ответственность Хозяина в том и заключается, чтобы помочь в адаптации. Не разучить до автоматизма один или несколько фиксированных вариантов поведения, а именно развить возможности адаптации. Подготовить ко все новым и новым изменениям в жизни, что вполне вероятно.

   В то же время ситуации, когда поведение животных совершенно, на сто процентов неприемлемо, в реальной жизни не так уж много. И каждый раз надо проанализировать: (1) работает ли неправильная мотивация (например, повышенная эмоциональность и, как следствие, капризы и "ревность") или (2) мотивация вполне допустима, а вот форма поведения неприемлема (например, поздороваться с пришедшим гостем можно, только не надо на радостях сбивать его с ног).

   Смена мотивации – дело специальное! Карен Прайор упоминала этот метод воздействия на поведение, но не могла объяснить, как это достигается. В наше время для этого разработаны специальные методики адаптивной коррекции. Надо заметить, что кошачьи проблемы практически целиком сводятся именно к нежелательным мотивациям.

   Зато те случаи, когда хозяина не устраивает форма поведения, вы вполне можете отработать самостоятельно. Основой для коррекции становится "правило компромисса": я не против твоих целей и помогу их достичь, но покажу тебе наилучшую форму.

   Важно, что именно "правило компромисса" позволяет сформировать допустимые формы поведения – делай, что хочешь, только не… Мы попросту вынуждаем зверя самого искать способ удовлетворения своей хотелки – то есть, приспосабливаться.

   Ты, детка, желаешь поскорее узнать, что Мама принесла из магазина? Отлично, Мама сама тебе покажет и понюхать даст. Но ты кричишь? Нет, так не получится. Жаль. Ты прыгаешь и лезешь носом в сумку? А Мама в первую же секунду прикроет сумку, хотя бы набросив на нее кухонное полотенце. Подсказать? Попробуй постоять тихонько и подойти к Маме плавно и аккуратно. Если сядешь и посидишь, тоже будет неплохо. Возможны и другие варианты, при каждом из которых Мама охотно покажет тебе все вкусное и интересное, что лежит в пузатой сумке.

   Очень важно: этот способ одинаково успешно работает и с собаками, и с кошками.

   Вот так мы и учим зверя, чего не делать. Других способов добиться этого нет! Попытки просто разучивать заданное поведение совершенно не эффективны. Ведь выполнению этого поведения остро мешает собственный интерес зверя.

   Однако есть случаи, когда поведение зверя опасно или нетерпимо по другим причинам. Что, и здесь можно обойтись без конфликта?

   ДА! О том, как это сделать, читайте в продолжении "ЖИВОТНЫЕ В СЕМЬЕ–2: БЕЗ ЗАПРЕТОВ И НАКАЗАНИЙ".

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама