АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

АДАПТИВНАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ

Собаки

Кошки

   Цель адаптивной коррекции (АК) проблем поведения – это реформирование проблемного поведения животных в такое поведение, которое (а) желательно или допустимо с точки зрения человека и (б) не наносит вреда нервной системе и здоровью самого животного.

   Проблемное поведение, как и любое другое, продиктовано какой-то жизненно важной потребностью. Естественные процессы приспособления обеспечивают нужный животному результат, который делает поведение самоподкрепляемым. Не будь этого результата, это поведение не повторялось бы. Поэтому проблемное поведение закрепляется намного прочнее, чем самые хитроумные положительные и отрицательные подкрепления со стороны человека. Человек истолковывает потребности животного со своей точки зрения, не учитывая биологической видовой специфики.

   Любые стимулы "со стороны" проигрывают собственным потребностям, от которых зависит, ни много, ни мало – выживание.

   Простая логика подсказывает, что наилучший способ надежно закрепить желательное или допустимое поведение – это использовать процессы приспособления и их результат. На этом принципе строятся АК-программы для разнообразных проблем поведения.

   Для составления АК-программы необходимо ответить на следующие вопросы.

  1. Потребности. Какую потребность удовлетворяет животное за счет этого поведения? Нормальна ли значимость этой потребности или же она гипертрофирована? Какими допустимыми способами можно удовлетворить эту потребность, если она нормальна? Какую конкурирующую потребность можно использовать, чтобы угасить аномальную?

   Ответы на вопросы, касающиеся видовых потребностей, дает мотивационный анализ. К примеру, объяснение того, почему ориентировочное поведение в норме преобладает над пищевым или игровым, содержится в биологически обоснованном балансе потребностей.

  1. Факторы среды. К каким факторам внешней и внутренней среды животное приспосабливается? Адекватно ли животное воспринимает и оценивает внешнюю и внутреннюю информацию?

   Эту информацию мы получаем, сравнивая наблюдение и сообщения хозяев с видовыми и возрастными нормами. Во многих случаях поведение животного может зависеть, например, от характера освещения или от индивидуальной нетерпимости животного к любому дискомфорту.

  1. Характер приспособления. Достаточно ли психическое развитие, обеспечивающее адекватное приспособление? Какие процессы нарушены и требуют реформирования?

   Эти сведения нам предоставляет хозяин в описании возрастного развития. Если данные о детском и молодежном периодах отсутствуют, то психологический возраст и результирующее развитие оцениваются по сравнению с видовыми нормами.

   Знания, необходимые для такого анализа, предоставляет адаптивная зоопсихология и зооинтеллектология.

   Поскольку в большинстве случаев животное уже достигло приспособления именно за счет проблемного поведения, то у него нет причин и стимулов изменять это поведение. Поэтому первой задачей АК-программы является анализ основных факторов образа жизни и приведение их в соответствие с видовыми нормами (видовая психогигиена). Цель – (1) инициировать изменения, естественным образом запускающие процессы адаптации и (2) сократить нагрузки на нервную систему за счет исключения "сшибки рефлексов".

  АК-программа включает в себя приемы и методы адаптивной дрессировки, а также подбор упражнений, целенаправленно влияющих на развитие недостающих процессов.

   Целью АК-программы является не разучивание навыков и конкретных форм поведения, а управление собственным состоянием животного. Поведенческие методы, основанные на идеях бихевиоризма, применимы лишь для выработка недостающих форм поведения для той или иной конкретной ситуации.

Ограничения поведенческих методов, не позволяющие эффективно устранять проблемы поведения:

  • связь между стимулом и реакцией оценивается чисто субъективно и ничем не подтверждается;
  • отсутствуют представления о том, какие процессы составляют цепочку между этим стимулом и этой реакцией;
  • не рассматриваются те варианты поведения, которые остались не реализованными и, следовательно, не могли наблюдаться со стороны;
  • не учитывается возможное взаимодействие потребностей;
  • не исследуются причины, по которым может отсутствовать явно выраженная поведенческая реакция;
  • не исследуются и не используются внутренние причинно-следственные связи, устанавливаемые самим животным.

   К превеликому сожалению, к поведенческим методам оказывается вполне применимым высказывание Абрахама Маслоу, американского психолога: "Если единственный инструмент, который у вас есть, это молоток, то вы склонны рассматривать любую проблему как гвоздь."

   Более подробный анализ см. "8 методов Карен Прайор".

СПЕЦИАЛИСТ ПО АДАПТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • протекание процесса генерации поведения (процесса принятия решения) и специфику каждого его этапа;
  • происхождение эмоций и их роль в запуске и прекращении поведения
  • влияние образа жизни и действий хозяина на изменение биологически обусловленного баланса потребностей
  • характер и источники разных видов стресса
  • влияние динамического равновесия возбуждения/торможения на протекание стресса
  • принципы разложения наблюдаемого поведения на более мелкие акты
  • соответствия между выполняемыми действиями и структурами нервных путей
  • проекции видовых социальных отношения на межвидовую социализацию (с человеком и другими животными)

СПЕЦИАЛИСТ ПО АДАПТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ
ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • учитывать видовую специфику в поведении животного (видосохраняющие функции – К.Лоренц)
  • учитывать особенности породы и возраста животного
  • учитывать влияние психотипа хозяина на психологический статус животного
  • подобрать индивидуальный комплекс приемов и упражнений из общего инструментария
  • точно определить пропорциональную долю и последовательность применения каждой группы упражнений
  • тщательно регулировать нервные нагрузки, используя режим "управляемого эустресса"
  • выводить животное из состояния нервной перегрузки.

ЭТИ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ГАРАНТИРУЮТСЯ
СЕРТИФИКАТОМ
МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ХОРОШИХ ХОЗЯЕВ

Собаки

Кошки

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

Для хозяев семейных животных:
  • Курсы по категориям проблем
Для специалистов:
  • Адаптивная коррекция проблем поведения семейных собак
  • Адаптивная коррекция проблем поведения семейных кошек
Наверх

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама