АДАПТИВНАЯ ДРЕССИРОВКА –
ОБУЧЕНИЕ ДОВЕРИЕМ
Собаки |
Кошки |
Цель адаптивной дрессировки и обучения (АДО) – выработка тех форм поведения животных, которые оптимально отвечают образу жизни и пожеланиям хозяина. Основным принципом АДО является использование собственных потребностей животного и естественных процессов приспособления. Зная, как протекают процессы приспособления, мы можем целенаправленно спроектировать те условия, которые неизбежно приведут к желательному поведению. Результатом поведения становится удовлетворение актуальной потребности, что делает требуемое поведение самоподкрепляемым – оно закрепляется быстро и надежно.
Послушание понимается в АДО как совместная с человеком реакция на события. Эта реакция определяется общими интересами, а само послушание становится не бездумным подчинением, а компромиссом. В редких случаях, когда компромисс невозможен, человек-лидер настаивает на своем, опираясь на право БОЛЕЕ ПРИСПОСОБЛЕННОГО.
Обучение функциональным поведенческим программам с точки зрения АДО представляет собой наработку сложных динамических стереотипов, подчиненных обязательному требованию – строгому соответствию реальной ситуации. Это соответствие обеспечивается самим принципом адаптивности.
Принцип традиционной дрессировки можно представить так:
"МНЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ТЫ… (вставить нужное)".
Принцип адаптивной дрессировки иной:
"НАМ С ТОБОЙ НУЖНО, ЧТОБЫ МЫ… (вставить нужное)".
АДО-программы направлены на управление собственным состоянием животного с тем, чтобы в этом состоянии желательное поведение было осуществимым и максимально вероятным. Используются также нормальные социальные отношения, при которых младшему и менее опытному животному выгодно использовать опыт и знания старшего. В роли лидера, естественно, выступает хозяин, определяющий все условия жизни семейных животных.
Главным правилом и достоинством
АДО становится
БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ.
- АДО не преодолевает конфликты, а не дает развиться их причинам.
Общие интересы устраняют сами поводы для конфликтов. И если человек ведет себя правильно, то законы выживания заставляют животных принимать нормы поведения, диктуемые человеком. По той простой причине, что только человек знает, как вести себя, чтобы выжить в его среде, в его условиях, в созданных им ситуациях.
Тем самым закладывается основа для ДОБОВОЛЬНОГО ПОСЛУШАНИЯ и подчинения животного правилам и нормам поведения, установленным хозяином.
- АДО использует стремления и мотивации самого животного, а человек только определяет правильные формы и варианты поведения для достижения этих целей.
Например, собаке хочется подойти к человеку, чтобы его обнюхать. Нельзя позволить ей бросаться к человеку так, чтобы его напугать. Поэтому хозяин СПОКОЙНО останавливает ее при слишком резком и активном движении ("Сам себя задерживаешь"). Собака быстро понимает, что сможет удовлетворить свою потребность только в том случае, если будет подходить спокойно и достаточно медленно.
- АДО строится не на командовании и принуждении, а на помощи хозяина животному.
У животного могут быть вполне реальные причины, по которым оно не может выполнить требования человека. Так, например, невозможно запретить кошке метить квартиру по углам. Все поведенческие методы приводят лишь к бесконечной смене мест и попыткам спрятаться от хозяев. Можно, однако, понять и устранить тревожность, служащую естественной причиной метки. В этом случае у животного исчезает сама потребность оставлять лужицы (а порой и кучки) в самых непредсказуемых местах.
- АДО учитывает, что поведение закрепляется результатом. Поэтому для закрепления желательного поведения следует просто организовать тот естественный результат поведения, при котором оно будет запоминаться и повторяться.
- АДО не использует удовольствий в качестве положительного подкрепления. Самым мощным и естественным положительным подкреплением становится повышение вероятности выживания в реальной среде.
Общие принципы и приемы АДО универсальны. Однако в работе с конкретным видом животных она использует генетически заложенные видовые особенности. Они включают:
- видовые формы поведения, входящие в состав инстинктивного поведения вида;
- видовые способности к выбору оптимального варианта поведения по реальной ситуации и к построению индивидуальных и/или коллективных стратегий поведения.
Кроме того, в каждой конкретной программе обязательно учитываются индивидуальные факторы, присущие как самому животному, так и образу жизни семьи.
СПЕЦИАЛИСТ ПО АДАПТИВНОЙ ДРЕССИРОВКЕ
|
Собаки |
Кошки |
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
Для хозяев:
- Как дрессировать щенка(3 недели-4 месяца)
- Дрессировка "на послушание" (6-8 месяцев)
- Обучение правилам жизни (9-12 месяцев)
- Как научить не бояться посторонних людей
Подготовка специалистов:
- Методика детской дрессировки щенка с учетом породы
- Методика дисциплинарной дрессировки (курс послушания) с учетом породы
- Методика обучения охране хозяина и угрожающему поведению
- Спортивная дрессировка
- Трюковая дрессировка
- Специальные виды обучения