АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

Генетика или воспитание – что важнее?

© Н.Д.Криволапчук, Ю.В.Криволапчук
   Как только в какой-нибудь истории появляется собака – любое разбирательство начинается с того, что у собаки "плохая наследственность": "наразводили чудовищ!..". А чаще всего – этим же и заканчивается. При этом собака может не иметь ни одного недостатка и полностью соответствовать стандарту породы, а ее наследственность все равно подвергают сомнению. Как ни странно, когда речь идет о дворняжках, об их хорошей или плохой наследственности не говорит никто.

   Обычный аргумент кинологов, неспособных справиться с собакой: "что же вам никто не сказал, что у собаки плохая психика?". Бывает и хлеще: "что же вы покупали такую дешевую собаку?". Часто приходится отвечать на реплики типа "нам сказали, что с этой собакой бесполезно что-то делать, у нее генетика плохая", "все лабрадоры (чихуа-чинехуа, овчарки, пудели, терьеры, нужное зачеркнуть) – электровеники". Или, в более размытой формулировке, "психику собак испортили разведением".

   В строении тела опытные собачники прекрасно видят разницу между порочной наследственностью и плохим выращиванием. Почему, например, можно массажем "вытянуть" короткую челюсть или кварцеванием затормозить рост костей? Если бы генетика была так всемогуща, как принято думать, то при жизни ничего нельзя было бы ни исправить, ни ухудшить.

   Есть в биологии закон Ламарка: орган создается функцией. Иными словами, развивается только то, что востребовано в жизни. Этот закон одинаково распространяется и на развитие тела, и на развитие психики. На самом деле, это тесно связанные вещи – об том писал еще дедушка Дарвин. Да и носителем психики является вполне материальная нервная система, свойства и структура которой тоже наследуются.

   Прижизненное развитие является своего рода "фильтром", через который пропускаются наследственные задатки. Недаром немецкие специалисты утверждают, что при развитии в ограниченных условиях даже не формируются извилины на коре мозга.

   Тут нужно упомянуть, что достоверно наследуются физиологические свойства нервной системы – такие как лабильность, скорость и интенсивность реакции, а также ее структура – строение нейронов и частично – связи между ними. Этими связями, как мы знаем, обеспечиваются базовые навыки – безусловные рефлексы. Кстати, и они реализуются зачастую только при правильном развитии. Например, умение ходить относят к безусловным, врожденным навыкам, но без возможности двигаться оно не вырабатывается.

   А вот смысл поведения и конкретных реакций наследоваться уже не может.

   Одним из аргументов в пользу роли наследственности считают особенности поведения разных пород. Да, действительно, породы собак выводились "с прицелом" на определенные виды работы. Поэтому, например, даже среди молоссов пастушьи разновидности так отличаются от скотогонных. Что уж говорить об отличиях терьеров от овчарок!

   Но заметьте: общими для той или иной породы являются характеристики поведения: гибкость или стабильность, решительность или мягкость. Отсюда, кстати, "растут ноги" и у общих проблем. Тем не менее, это вовсе не гарантирует, что потомок ДОСААФовских овчарок станет подходить на подзыв, обходя хозяина, а ретривер будет брать птицу, не повреждая ее. Как научите – так и будет. Хотя некоторые навыки могут усваиваться легче: этому способствуют наследственные свойства нервной системы.

   Вспомним классическое объявление о продаже щенков: "от крупных и злобных родителей, идеальный охранник и друг детей". Какие шансы у этих щенков вырасти такими, как обещано в объявлении?

   Крупные? Даже это не гарантировано. Все зависит от того, как кормить, как двигаться; не заставлять ли прыгать и бегать после еды... Есть множество примеров, когда дети весьма представительной родительской пары вырастали тщедушными и низкорослыми.

   Злобные? Того и гляди, чтобы не начали кусаться? Способность напасть и решение напасть – далеко не одно и то же. И осмысленная агрессия – совсем не то же самое, что злобность. Для нее нужен веский повод, и собака, взвесив все шансы, совсем не обязательно нападет. Бросаются на кого ни попадя только законченные трусливые истерики. А с испорченной нервной системой нужна серьезная работа методами ветеринарной психологии.

   Идеальный охранник? Настоящая охрана – это, прежде всего, умение соображать. Собака на частном участке имеет право не пускать никого во двор, тогда как собака в городе не имеет права охранять лестничную клетку или двор, в котором находится. Предки, заложившие наследственность этой собаки, понятия не имели, где она будет жить.

   Лучший друг детей? А если в семье детей нет, а чужие безобразники бегут с детской площадки с палкой наперевес? Или только и делают, что обижают ее во дворе? Собака должна все равно с ними дружить и даже не имеет права удрать от хулиганов?? Бедные предки и этого не могли предвидеть.

   Так, например, печально знаменитый случай в Тарховке является ярчайшей иллюстрацией значимости в поведении собак именно психологических аспектов и прижизненного опыта.
   Напомню: три высокопородных собаки (кажется, это были бульмастифы), которых выгуливала профессиональный гувернер-кинолог, покусали постороннего мальчишку. Как потом выяснилось, мальчик побежал навстречу собакам. возвращавшимся с работо-прогулки. По некоторым сведениям, до этого он неоднократно к собакам приставал.

   Все факторы, доступные для традиционного анализа, удовлетворяли самым высоким требованиям: собаки элитного разведения (то есть, с идеальной генетикой!) были отлично отдрессированы, их сопровождал профессиональный кинолог и т.д.

   Казалось бы, в жизни собак все идеально, никаких поводов для агрессии нет. Единственный фактор, который не может быть учтен при традиционном подходе – это состояние психики собак в целом и в конкретный момент, в привязке к событиям. И вот именно этот-то единственный фактор, а точнее – совпадение породного характера, "загруженности" после прогулки и провокации со стороны пацана – и стал причиной происшествия.

   Вот и судите сами, какую роль в этих делах играет наследственность.

   И вот как раз потому, что любые "неожиданности" в поведении собак (а также кошек, удавов и прочих членистоногих) обусловлены не только и не столько генетикой (биологические законы поведения, которые изучает этология, одинаковы для всех животных этого вида), при разборе любых казусов необходима профессиональная экспертиза.

   Сколько было "ужастиков" в СМИ: "собаки загрызли и съели бомжа" и тому подобного... Я даже не говорю, что последовательность событий может определить любой аналогопатаном – достаточно захотеть его об этом спросить. Но на вопрос, могло ли такое вообще случиться, в состоянии ответить только зоопсихологическая экспертиза. Но кликушам интереснее жареные новости, чем выяснение истины...

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама