АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

ПОСЛУШАНИЕ В СЕМЬЕ

РАБОТА
– ЭТО САМАЯ МАЛАЯ И САМАЯ ОДНООБРАЗНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ.
ВСЕ НЕОЖИДАННОСТИ
ПРОИСХОДЯТ В БЫТУ.
ИМЕННО В "ПОДЛОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ"
ГЛАВНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБАКИ.

КИНОЛОГИЯ ЭТОГО НЕ УЧИТЫВАЕТ!

Из разговора с хозяйкой ЧЕТЫРЕХМЕСЯЧНОГО БИВЕР-ЙОРКА: 

"- Ждем не дождемся, когда кинолог возьмет нас на дрессировку!
- А зачем?

- Ну как же! Общий курс, послушание… Это же всем нужно.
- Общий курс дрессировки – это армейские нормативы. Кому это нужно – Вам, Вашей собаке?
- Ой, ну нет! Я не то сказала. Это  будет воспитательная дрессировка.
- А чего Вы от нее хотите?
- Ну как это? Послушание, воспитание…"

 И так каждый раз, когда речь заходит о том, что нужно для счастливой жизни с собакой.

 В этом случае всё вообще непонятно. Бивер-йорк – отличная собачка-компаньон, которой выполнение нормативных команд вообще ни к чему.  Одно дело – ходить  на поводке так, чтобы хозяйке было удобно. И совсем другое – выполнять команду "Рядом" по всем прописям служебной дрессировки. Что ни говорите, а представления и требования инструкторов остаются теми же.

 А четырехмесячный щенок – это пяти-шестилетний ребенок. Разве можно учить чему бы то ни было в детском саду так, как учат в школе? Впрочем, чаще методика дрессировки напоминает суворовское училище.

 Кроме того, этот малыш всего две недели как вышел гулять, а до тех пор сидел в четырех стенах. Он не знал, что на свете существует трава, ветерок и солнышко, а тут – чужой человек, другие собаки, непонятная строгость хозяйки, которая до тех пор только и ласкала да баловала. Каково ему? Вы пожелали бы такого своему человеческому сынишке?

ИТАК…

 Послушание собаки

 Послушание – это обязательное выполнение команды, получив которую собака не имеет права думать самостоятельно. Послушание предполагает, что команда выполняется ВСЕГДА, даже если хозяин не заметил, что посылает собаку под быстро едущую машину.

 Дрессировка

 Это процесс разучивания и отработки определенного набора действий. Дрессировка направлена на выработку ЕДИНСТВЕННОГО варианта поведения, выполняемого по приказу. Основные требования – это беспрекословное и быстрое выполнение с обязательным соблюдением единственно верного способа: если сесть, то в точно оговоренной позе; если идти, то "пришитым" к хозяйской ноге и только слева…

 Дрессировочные программы основаны на предположении, что всем собакам и всем хозяевам необходим и достаточен тот набор команд, который унаследован "Общим Курсом Послушания" от армейских нормативов. Независимо от названия программы основной состав навыков одинаков, иногда добавляют одну-две команды вроде "Ждать" (взамен команды "Место") или еще что-то, в меру фантазии инструктора.

 Воспитание собаки

 Это совокупность правил и норм жизни. И главное, что нам нужно на самом деле: "НЕ делай того, что НЕ нужно! В пределах моих правил можешь вместо этого делать что угодно." Это уже целый набор вариантов, из которых собака может выбирать самостоятельно. Ни набор вариантов, ни правила выбора не отрабатываются подкреплениями и не сводятся к рефлексам. Этот выбор предполагает систему КРИТЕРИЕВ - при каких условиях какие варианты допустимы, какие из них лучше и хуже и почему. Воспитание направлено не на то, КАК делать, а на то, КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕЗУЛЬТАТ. Именно это и нужно в реальной жизни.

 Почему не действуют запреты?

 Причина первая. Чаще всего собака не понимает, что именно запрещает хозяин. Она одновременно бежит к прохожему, лает, виляет хвостом и пытается заглянуть к нему в сумку в поисках привычной вкусняшки. ЧТО ИЗ ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ? Ах, все вместе? Но как понять, что имеет в виду человек? Собаку ведь дрессировали на уровне отдельных действий, а запрет относится к целой их последовательности.

 Причина вторая. Допустим, собака поняла, чего именно нельзя делать. Она тут же придумает другой вариант, который будет ничем не лучше предыдущего: бросится не к этому прохожему, а к другому; переориентируется на погоню за кошкой и т.п.. Опять последует запрет. И так может продолжаться долго…

 Причина третья. В большинстве случаев мы торопимся запретить не то, что собака действительно делает, а то, чего мы от нее ожидаем. "Ты наверняка собираешься облаять прохожего, так вот, имей в виду, что это НЕЛЬЗЯ! Но собака-то еще и вовсе ничего не делает и даже не собирается лаять. Она и смотрит-то в другую сторону! Но знает по опыту: раз хозяин что-то запрещает, надо поискать, что же такое интересное происходит вокруг? И готово: собака видит того, на кого обратил внимание хозяин, и усердно его облаивает. Из лучших намерений: ведь хозяин ЗАПРЕТИЛ ПРОХОЖЕМУ ПРИБЛИЖАТЬСЯ!

Помните: собака не может знать, что Вы имеете в виду!
Она понимает то, что прямо относится к ее ДЕЙСТВИЯМ,
а не к Вашим предвидениям! 

СЕКРЕТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КИНОЛОГИИ. 

Об этом никто и никогда не скажет Вам в явном виде –
боюсь, сами не понимают.
Но, если вдуматься, именно это предпосылки
стоят за всеми действиями и указаниями кинологов. 

"Кинологическая собака":

  • Собака имеет дело только с одним человеком
  • Отношения собаки с человеком строятся по принципу "командир-подчиненный"
  • У собаки нет и быть не может собственных интересов и побуждений
  • Поведение собаки определяется только набором рефлексов
  • Собака неспособна самостоятельно осмыслить ситуацию и поступить правильно
  • поэтому: Собака не имеет права самостоятельно реагировать ни на какие происшествия и события
  • поэтому: Собака вообще не должна обращать внимания на происходящее вокруг.
  • Собственное состояние собаки не имеет никакого значения – она обязана выполнить команду независимо ни от каких перенапряжений, боли, усталости и т.п.
  • Главное для правильного поведения собаки – это строгий запрет.
  • Порода, возраст и индивидуальное развитие собаки никакого значения не имеют – требования едины для всех
  • Если собака не выполняет команду, то только из упрямства или из-за "доминирования"
  • Собака всегда стремится к власти над человеком
  • Собака либо покоряется физической силе, либо падка на подкуп в виде лакомств, игрушек и т.п.
Устройство мира "кинологической собаки"
  • вечером человек исчезает, а утром появляется ниоткуда – ведь другого мира не существует
  • человек выполняет всего несколько простых действий да командует собакой
  • человек никогда не ест, не ложится спать, не сидит в кресле с книгой и т.п.
  • в мире не существует ни телевизора, ни радио, ни новогодней елки
  • в мире никогда не бывает гостей, вторгающихся на территорию собаки
  • нет никаких событий в окружающем мире (шумов за окном и на лестнице, домофона, телефона и т.п.)
  • не существует прогулок в реальном дворе… да и дворов-то не существует
  • не существует других людей, собак, кошек, детей с мячиком и т.п.
  • выходить за пределы особого мирка можно только с человеком и только на поводке

"Кинологический хозяин":

  • Человек всегда правильно предвидит развитие событий и действия не только своей собаки, но и всех присутствующих (в любой момент может вмешаться любой прохожий, кому вообще не должно быть дела до происходящего)
  • Человек всегда знает, какую команду надо дать сию минуту (ни на что не отвлекаясь, правильно оценивая обстановку и т.п.)
  • Человек всегда способен опередить командой действия собаки, несмотря на то, что реакция собаки в 6 раз быстрее человеческой.
  • Человек произносит команду всегда одинаково, специальным "командным" голосом, других интонаций и слов у него нет

 И когда инструктор говорит, что он учит не собаку, а Вас, на деле это означает, что никого другого в семье собака слушаться не будет.

"Кинологическая семья"

 Поскольку хозяин у собаки один и только один, то кормит собаку, гуляет с ней, управляет ею один и только один член семьи. Он не может уйти из дома: вдруг в его отсутствие понадобится вызвать врача к приболевшей бабушке, а собака, оставшись без строго командования, слопает бригаду "Скорой помощи"? Или при пожаре не выпустит бабулю из ее комнаты и не даст вызвать пожарных? Это не фантазия, это вполне реальные известные мне случаи.

 Собака ОБЯЗАНА сожрать хозяйку, в шутку замахнувшуюся на мужа полотенцем. Слушаться хозяйку собака не имеет права, брать у нее еду – тоже (зачем иначе учили отказу от корма?).

 Детей собака держит в страхе божьем. С подростками воюет за любой кусочек или игрушку. Старикам не разрешает ходить по дому, а уж к больным ее и вовсе пускать нельзя. О том, чтобы отправить собаку гулять с подростком, и речи быть не может. Охранять ребенка тоже не надо – на него ведь не дядька с палкой нападает, ему добрая тетенька протянула конфетку и увела с собой…

 Ох, даже фантазировать противно!

А ВАС УСТРАИВАЮТ ТАКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О СОБАКЕ,
О ВАС САМИХ,
ОБ ОТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ? 

ЛИЧНО Я НЕ ХОЧУ:

ЛИЧНО Я ХОЧУ:

Разучивать специальные слова и интонации для того, чтобы собака меня понимала

Разговаривать с собакой своим обычным голосом, не выбирая специальных слов

Конфликтовать с собакой, чтобы принудить ее выполнить мою команду

Дружить с собакой

Выйдя на прогулку, постоянно озираться в поисках того, кто или что может спровоцировать мою собаку, и орать команды, пытаясь опередить ее реакцию

Выйдя на прогулку –
ГУЛЯТЬ И ОТДЫХАТЬ, зная, что собака не сделает ничего лишнего
и не подведет меня

Гулять только в три часа ночи, предварительно проверив, все ли соседи разошлись по домам – во избежание кровавых сцен и скандалов

Пойти с собакой когда угодно и куда угодно

Я ХОЧУ ЖИТЬ С СОБАКОЙ, А НЕ РАБОТАТЬ С НЕЙ
КАЖДУЮ МИНУТУ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ!

Если верить канонам кинологии,
мои собаки
никогда
меня слушаться НЕ  БУДУТ!

Почему же они слушаются вот уже двадцать пять лет?
Потому что собственные собачьи законы отличаются
от кинологических представлений.

  • Собаки не жаждут власти!
  • Собаки слушаются не сильного, а мудрого!
  • Собаки знают, что человек всегда мудрее собаки – просто потому, что жизнь эту устроил ЧЕЛОВЕК!
  • Собаки ХОТЯТ жить в мире с хозяевами – потому, что

целиком от нас зависят!

  • Отношения в собачьей стае вовсе не иерархические,
    а гибкие и достаточно сложные! 

И Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ ДОЛЖНОСТЬЮ
СТАРШЕЙ СУКИ!

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама