АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТОЛОГИИ

1.1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИНТЕЛЛЕКТОЛОГИИ

   Предметом исследования интеллектологии является, как явствует из названия, интеллект животных. Интеллектология является развитием нового направления – адаптивной зоопсихологии, существенно расширяющей возможности более традиционных направлений.

   Необходимо оговориться, что само понятие интеллекта и оценка его существования/несуществования не может не быть антропоморфным. И если мы готовы предположить, что организация интеллекта не обязательно совпадает с человеческой, то нам не избежать оценки степени его развития именно по близости к возможностям человека. Мы оцениваем интеллектуальные механизмы по результатам, сопоставимым с интеллектуальной деятельностью homo sapiens – за полным отсутствием другой базы для сравнения.

   Исследование интеллекта животных приобретает особое значение в свете расширившихся взаимодействий домашних животных с человеком и появлением статуса семейного животного. Интеллектология способна дать ответ на вопрос о том, совместимы ли представления и требования человека с интеллектуальными возможностями животных, а также предоставить основу для практических методик для выработки у животных самостоятельного поведения, полностью отвечающего пожеланиям человека.

   Семейные животные полностью погружены в антропогенную среду, которая характеризуется существенными отличиями от природной среды, в которой обитают эти биологические виды:

  • Множество неприродных факторов, для которых нет естественных видовых приспособлений
  • Большое количество событий в единицу времени
  • Значительная динамика событий, одновременно затрагивающих разные потребности и мотивации;
  • Роль человека как лидера, определяющего критерии приспособления

   Следовательно, статус семейного животного обладает существенными отличиями от всех других функциональных статусов животных, а именно:

  1. Животные круглосуточно находятся в единой с человеком среде, резко превосходящей природные условия по насыщенности событиями и их динамике;
  2. Животные вынуждены адекватно реагировать на события, отсутствующие в природной среде и в обедненной среде (например, в питомниках). Это влечет за собой необходимость четкой расстановки приоритетов событий и поведенческих реакций;
  3. Требования к полезному поведению животных резко снижены или отсутствуют вообще. Преобладают негативные требования ("делай что угодно, только не…);
  4. Воспитанием и обучением животных занимаются хозяева, не имеющие даже минимальной подготовки и знаний;
  5. Особая роль принадлежит самостоятельному поведению животных в отсутствие вмешательства человека (хозяин не успел или не смог дать команду);
  6. Нарушаются генетически закрепленные психогигиенические нормы вида, что приводит к глубинным конфликтам в нервной системе;
  7. Животное испытывает громадное количество психических и нервных перегрузок, приводящих к быстрому истощению ресурсов организма;
  8. Основным источником проблем (в особенности – в человеческом социуме) становится стрессовое поведение животных, зачастую выражающееся в агрессии самозащиты. Это обуславливает большое значение уравновешенности нервной системы животных.
  9. На поведение животных существенно влияют социальные нормы человека, противоречащие естественным мотивациям животных (например, запрет на самозащиту по отношению к ребенку).

   Все перечисленные особенности приводят к тому, что в отношениях человека и семейных животных особая роль принадлежит интеллекту как механизму, определяющему суть и остроту поведенческих реакций на реальных происшествия.

   Традиционные концепции зоопсихологии отказывают животным в существовании интеллекта, сводя всю их психическую деятельность к автоматизмам – наследственным (инстинктам) и благоприобретенным (условным рефлексам).

   Возникают даже споры о том, имеются ли у животных эмоции – словно бы П.В.Симонов не доказал, что эмоции с необходимостью сопутствуют удовлетворенным или неудовлетворенным потребностям; следовательно, существо, у которого есть хотя бы одна потребность (хотя бы пищевая) Гн может не испытывать эмоций. Мы, однако, сосредоточим свое внимание на интеллектуальной деятельности.

   Предварительно и не строго определим интеллект как некий скрытый от наблюдения механизм, обуславливающий выбор формы поведения, оптимально отвечающей удовлетворению актуальной потребности. Именно этим обеспечивается выживание и приспособление к реальным условиям обитания. Такое понимание интеллекта дает нам право рассматривать его в трех основных аспектах:

  • Интеллект как информационная система
  • Интеллект как. генератор поведения
  • Интеллект как эволюционный механизм

   Наше исследование последовательно воплощает принцип системности. Все концепты рассматриваются как части единого целого, приобретающего в результате объединения отдельных элементов но­вое системное качество, не присущее этим элементам порознь, и направленное на достижение определенной цели. Системные свойства, порождаемые взаимодействиями элементов, представляют с этих позиций особый интерес. Для нашего исследования важны также соотношения локальных и глобальных критериев в системе.

   Не менее важен и принцип функциональности. Мы отвлекаемся от физической реализации рассматриваемых систем, для нас главным являются возможные взаимодействия системы с окружающим миром.

   Методологически мы реализуем в своих моделях принцип непротиворечивости. Поскольку объект исследования представляет собой открытое множество, то полнота модели недостижима. Поэтому Единственным важным критерием валидности модели является ее логическая связность и непротиворечивость:

  • Классификационные признаки, служащие основанием для выделения множеств и для сведения их в блоки более высокого уровня, не пересекаются и не дублируют друг друга;
  • В рамках модели нет замыканий понятий "на самих себя";
  • Четко определены области применимости модели в целом и отдельных ее понятий.

   Важнейшей особенностью настоящего исследования, отличающей его от всех существующих направлений, является изучение такого аспекта интеллектуальной деятельности и поведения, как прагматика (см. "Основные понятия").  Прагматика характеризует целенаправленность поведения и связь внешней и внутренней информации со смыслом действий.

   Как мы покажем в соответствующем разделе, прагматика непосредственно связана и со значимостью ощущений, наблюдений и событий, и с эмоциональной окраской происходящего, которая определяет собой остроту поведенческих реакций – вплоть до стрессовых срывов.

   Основным методом исследования в интеллектологии является моделирование (см. "Основные понятия"), базирующееся на наблюдениях за реальным поведением.

   Эксперимент как метод познания обладает целым рядом концептуальных ограничений. Главное из них заключается в том, что условия эксперимента всегда определяются исследователем на основе имеющейся у него гипотезы.

   В медицине давно устоялось представление об аналитических и аппаратурных методах исследования как о тех данных, которые всего лишь подтверждают или опровергают предполагаемый диагноз, но не служат основанием для собственно диагностики. В той же мере и эксперимент способен лишь подтвердить или опровергнуть гипотезу, но не в полном представлении об исследуемом явлении.

   Степень убедительности экспериментальных данных зависит от того, насколько способен экспериментатор выйти за пределы своей гипотезы и, следовательно, учесть и проверить конкурирующие точки зрения. Если исследователь считает другие концепции и гипотезы полностью неправомерными, он не сможет предусмотреть проверку этих вариантов в рамках своего эксперимента.

   Еще одно важное ограничение – это загрубление условий эксперимента, вытекающее из определения значимых и не значимых факторов. Поскольку значимые факторы выбираются исследователем произвольно, то перечень их всегда может оказаться неполным с точки зрения реальной прагматики. Вернемся к приведенному выше примеру с температурой окружающего воздуха. Если исследователь не предполагает, что животное чувствительно к перегреву, например, выше температуры своего тела, то изменение поведения при достижении этого предела окажется непонятым и (с большой вероятностью) будет исключено из рассмотрения как случайный выброс экспериментальных данных. Вместе с тем многие открытия в современной науке стали возможными именно потому, что ученяе вовремя обратили внимание на такие "случайные" отклонения и задумались об их истинном значении для изучаемого явления.

   Наблюдения за естественным поведением животных, во-первых, дают всю полноту информации о явлении, а во-вторых, не подвержены риску загрубления результатов.

   Построение модели происходит по индукции. Анализ повторяющихся наблюдений позволяет сравнивать варианты поведения в их непосредственной свзи с реальными обстоятельствами. Обобщение результатов наблюдений помогает выстроить приоритеты реальных факторов, влияющих на поведенческие проявления.  После этого возможно и использование эксперимента для проверки роли и влияния конкретных факторов.

   Проверка модели производится путем дедукции: дедуктивный прогноз развития событий сравнивается с последующими наблюдениями. Этот процесс итеративен и предполагает возможность уточнения и/или даже пересмотра модели, если дальнейшие наблюдения противоречат ей.

   В качестве наиболее представительной иллюстрации идей интеллектологии мы выбрали домашнюю собаку (canis familiaris). Это обусловлено не только громадным распространением собак как семейных животных, но и психологической общностью собаки и человека по всем видоспецифичным функциям – от пищевого поведения до социальных отношений.

   История одомашнивания и совместная эволюция homo sapiens и  canis familiaris позволили собаке занять совершенно уникальное место среди других видов животных.

  1. С самого начала одомашнивания, а затем – породной и племенной селекции полезными признаками домашней собаки являлись ее поведенеческие и психические возможности. Собака активно участвует в целенаправленной деятельности человека.
  2. Собака является активным звеном социальной структуры человеческого общества. В частности, поведение собак по отношению к посторонним людям на улице становится причиной многих социальных конфликтов и осложнений.
  3. Человек определяет все без исключения стороны жизни собаки, нередко вступая в противоречие с биологическими критериями выживания.
  4. Наследственно закрепленные формы поведения искажаются в угоду представлениям человека (зачастую эти представления не имеют ничего общего с научными знаниями). Человек искажает все формы видоспецифичного поведения, вплоть до пищевого и репродуктивного.
  5. Требования к ситуативному поведению значительно различаются в зависимости от конкретной ситуации (например, от присутствия того или иного человека или места действия – в городе или на даче).

   Сопоставляя эти особенности домашних собак со спецификой статуса семейного животного, мы убеждаемся в том, что именно собаки позволят нам наиболее ярко проиллюстрировать положения зооинтеллектологии.

Наверх

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама