АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ

Новые знания - новые возможности

Наши партнеры

 

 

Этиология, симптоматика, пути развития и терапия неврастенического синдрома у собак

© Ю.В.Криволапчук

В силу ряда причин в последние годы у собак (а иногда и кошек) очень распространенной проблемой стала неврастения. Наиболее заметным ее проявлением оказывается чрезмерная реакция на громкие звуки. Для краткости этот синдром обычно называют "боязнью выстрела" или "боязнью петард". Наиболее остро эта проблема ощущается под Новый год - примерно с середины декабря и до начала февраля. Страхи, связанные с громкими резкими звуками, нередко служат поводом для обращения к врачу.

Как утверждают кинологи и врачи, сталкивающиеся с этой проблемой, такой синдром проявляется у собак среднего и старшего возраста, то есть примерно после 4 лет. По нашей статистике, эти проявления обнаруживаются и у гораздо более молодых собак - начиная с полугода. Но в это время проблеме обычно не придают значения, считая, что "с возрастом это пройдет".

Согласно существующему в гуманитарной медицине определению, неврастения (астенический невроз) - патологическое состояние, характеризующееся повышенной нервной утомляемостью, пониженной работоспособностью, потребностью в длительном отдыхе, не дающем, однако, полного восстановления сил. Еще одним характерным симптомом неврастении является низкий порог раздражения и, как следствие, непропорционально сильная реакция на слабый стимул. Все эти симптомы можно отметить и у животных.

Неврастению можно также интерпретировать как благоприобретенную слабость (по Павлову) нервной системы. Слабый тип ВНД, по определению И.П.Павлова, характерен именно нестабильностью и непропорциональностью силы реакций на различные раздражители.

Самым ярким и заметным проявлением неврастенического синдрома у собак, как уже упоминалось, является выраженная реакция избегания, когда животное слышит неожиданный громкий звук (выстрел, взрыв петарды, раскат грома). Внешне острая неврастеническая реакция может выглядеть как сильный испуг (суета, прекращение целенаправленных действий, стремление спрятаться) или трусливо-агрессивная реакция - особенно в том случае, когда есть явный источник раздражения. Иногда такое поведение проявляется только в отсутствие явного раздражителя, когда звуки раздаются в некотором отдалении и собака не может определить их источник.

При неврастеническом синдроме ряд симптомов проявляется во время работы с собакой. Так, например, животное выдерживает намного меньшие нагрузки, чем здоровое, требует более частого и длительного отдыха, сосредоточивается на работе с большим трудом. Во многих случаях симптомы этого ряда могут оставаться незамеченными, и даже основной симптом - повышенная реактивность - не всегда вызывает беспокойство у владельцев животного.

Очень часто неврастения бывает неотделима от повышенной возбудимости, поэтому разграничение взаимообусловленных реакций затруднено. Так, животное с объективно повышенной возбудимостью может проявлять внезапные "истерические" реакции на какую-либо группу раздражителей или даже на любое изменение внешней среды. В итоге эти проявления могут быть ошибочно приписаны другой причине и, следовательно, может быть принята неверная стратегия. Однако неврастения, будучи обусловлена иными причинами, требует от врача особо внимательного отношения.

Основную причину неврастенического синдрома мы видим в депривационном развитии щенка в раннем (до 3 месяцев) возрасте, охватывающем критически важные чувствительные периоды. Существующая практика вакцинации и связанных с ней карантинов, при которой щенок лишен возможности вовремя познавать окружающий мир, не позволяет правильно развиваться фундаментальным структурам психики щенка. В результате, вырастая, такое животное оказывается неспособным к анализу ситуации (в первую очередь, с точки зрения ее опасности или безопасности), в том числе - из-за отсутствия эталонной базы для сравнения. В свою очередь, недостаточность анализа в каждой конкретной ситуации вызывает сильный эмоциональный отклик.

Неврастения нередко обуславливается также и излишней эмоциональностью в отношениях между животным и его хозяином, наложившейся на повышенную возбудимость, особенно у собак мелких пород. При этом неврастенический синдром не воспринимается владельцем как самостоятельная проблема; чаще всего поводом к обращению служат какие-либо другие проявления. Особо существенно в таких случаях то, что эмоциональная реакция сама по себе подавляет анализ, действуя по принципу обратной связи.

Ввиду присущих неврастении сильных эмоциональных реакций и неспособности животного к анализу ситуации, возможно развитие иных связанных с ней аномалий психики. При слабо выраженной эмоциональности вероятно развитие неврозов навязчивого поведения - через закрепление спонтанного, не связанного по смыслу с ситуацией поведения релаксации. Если же неврастенический синдром сочетается с чрезмерно эмоциональным отношением хозяина к животному или с повышенным вниманием к физиологическому состоянию животного, весьма вероятно возникновение истерии. Таким образом, неврастения перестает быть самостоятельной проблемой и становится компонентом более крупных и сложных аномалий психики. В дальнейшем вероятно развитие и соматических болезней.

Диагностика неврастении не представляет особой сложности. Непропорциональные по силе и нестабильные (вплоть до неадекватности конкретной ситуации) реакции, выраженное поведение избегания уже являются достаточным основанием для диагноза. Повышенная утомляемость и отвлекаемость в работе дополняют картину.

Следует учитывать, однако, тот факт, что неврастенический синдром редко представляет собой самостоятельную проблему. Нарушения психического развития в раннем возрасте, вызванные депривацией, эмоциональность могут провоцировать и другие, как кратковременные, так и более стойкие, аномальные состояния.

В то же время, само по себе поведение избегания при каком-либо изменении окружающей обстановки не дает основания для постановки диагноза. Оно может быть вызвано и другими состояниями - например, острой психической перегрузкой. Отвлекаемость при работе, нестабильность поведения также могут быть вызваны более или менее случайными факторами - новой для животного ситуацией, появлением в сфере внимания животного случайных людей, животных или предметов. Дифференциальной диагностике этих состояний помогает анализ конкретной ситуации и среды. Неврастения чаще всего характеризуется сходными реакциями на разные раздражители, тогда как острая психическая перегрузка и, тем более, реакция на конкретные стимулы всегда обусловлена реальными событиями и обстоятельствами. При адекватной коррекции прогноз благоприятный - состояние достаточно быстро улучшается, предупреждается дальнейшее развитие аномалий.

При отсутствии необходимого вмешательства проблема развивается по одному из описанных путей. Пессимальный вариант развития допускает возникновение незаразных соматических болезней. Примером может служить гормональный дисбаланс при ложной беременности, способный вызвать болезни органов размножения или новообразования в молочных железах. Истощение иммунитета вследствие постоянных стрессовых ситуаций может, кроме того, повысить вероятность поражения животного инфекционными болезнями.

Терапия (вернее, коррекция) неврастенического синдрома разделяется на два взаимосвязанных крупных направления. Это, во-первых, фармакологическое воздействие, направленное на стабилизацию нервных процессов, а во-вторых, психокоррекция, призванная мягко, но радикально реформировать структуру психики.

Фармакотерапия предусматривает, прежде всего, применение общеукрепляющих средств и препаратов, обладающих нейропротекторным эффектом. Возможно назначение ноотропных средств, глицина, препаратов кальция. Хорошие результаты дает применение Дельтарана(r).

Опыт показывает, что применение средств, обладающих седативным действием, редко дает положительные результаты. Более того, их назначение может привести к накоплению нереализованных реакций, а следовательно, к возникновению еще более тяжелых состояний вплоть до соматических заболеваний. Наиболее вероятным исходом такой терапии может быть развитие аллергоподобных состояний.

При психологической коррекции неврастении следует обращать внимание на связанные с ней проблемы. Повышенная эмоциональность, невротические или истероидные проявления взаимодействуют с неврастенией по принципу обратной связи. Недостаточность анализа затрудняет адаптацию к среде, обостряя эмоциональные реакции. Пережитые стрессы (в том числе, спровоцированные аномальным состоянием психики) повышают реактивность нервной системы, что, в свою очередь, приводит к ее истощению и усилению существующих проблем.

Психокоррекция, в зависимости от конкретных причин неврастении, предусматривает развитие у животного способности к анализу и распознаванию ситуации, а при необходимости - и эталонной базы, требующейся для этих процессов. В ряде случаев применяются методы, предназначенные для коррекции отношений между животным и его хозяином.

В качестве фона, наравне с фармакотерапией, применяются психологические методы, основанные на использовании собственной моторики животного и позволяющие нормализовать возбудимость ЦНС.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Аскью Генри Р. Проблемы поведения собак и кошек. Руководство для ветеринарного врача./ Пер. с нем. М.: "Аквариум ЛТД", 1999.
  2. Губский Ю.И., Шаповалова В.А., Кутько И.И., Шаповалов В.В. Лекарственные средства в психофармакологии. Киев, "Здоровье", Харьков, "Торсинг", 1997.
  3. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина,1990.
  4. Карпецкая Н.Л. Истерическое поведение собак (синдром новогодней петарды).//Ж. "Практик", № 4, 2000.
  5. Морозов Г.В., Ромасенко В.А. Нервные и психические болезни: Уч-к. М.: Медицина, 1987.
Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здесь может быть ваша реклама