Адаптивная психологияАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
домашней собаки
Программа для специалистов-зоопсихологов – 108 часов включая практические занятия
Занятие 1 (3 часа)
Тема 1. Предмет и методы зоопсихологии
История вопроса, содержание научной дисциплины, место метода информационного моделирования среди других направлений зоопсихологии, его преимущества.
Тема 2. Домашние собаки в их отношениях с человеком
Характеристика особенностей домашней собаки как вида, уникального с точки зрения отношений с человеком и требований к психике и поведению.
Занятие 2-3 (6 часов)
Тема 3. Отображение информации о мире
Теоретические основы метода информационного моделирования. Описание Субъектной Информационной Модели как аппарата отображения сведений о мире.
Занятие 4 (3 часа)
Тема 4. Психическая деятельность как процесс принятия решения
Реконструкция внутренних информационных процессов, протекающих между возникновением потребности и реализацией поведения.
Занятия 5-6 (6 часов)
Тема 5. Мотивационный анализ поведения
Основные потребности собаки. Мотивация как активная потребность, взаимодействие мотиваций. Связь мотиваций с вероятностью реализации того или иного поведения, мотивация как психологическая доминанта. Биологически обусловленный баланс мотиваций. Психологические и поведенческие различия между породами с точки зрения преобладающих мотиваций.
Занятия 7-8 (6 часов)
Тема 6. Видовые особенности домашней собаки. Врожденные формы автоматического поведения
Значение видовых особенностей в восприятии и анализе информации, специфика органов чувств собаки. Стандартизованные формы поведения, обеспечивающие приспособление к среде и событиям в ней. Стереотипы пищедобывательного поведения. Стереотипы территориального поведения. Стереотипы социального поведения. Видовые и межвидовые выразительные средства, отображающие психическую деятельность собаки – ритуальное поведение (мимический язык) собак. Коммуникативное поведе-ние собак (средства общения с человеком).
Занятие 9 (3 часа)
Тема 7. Функциональные аспекты поведения собак
Уточнение понятия темперамента (типа внешнего поведения), его описание и балльная оценка. Тип ВНД и его отличие от типа внешнего поведения. Возбудимость, уравновешенность, возбудимый тип внешнего поведения. Оценка динамических характеристик поведения по системе АРАКС. Дрессируемость и обучаемость собаки в связи с ее темпераментом.
Занятия 10-12 (9 часов)
Тема 8. Отношения человека и собаки как межличностное межвидовое партнерство
Партнерство как тип отношений, позволяющий наиболее полно удовлетворять потребности обеих сторон – человека и собаки. Характеристика потребностей, удовлетворяемых в партнерстве человека и собаки. Описание психотипов человека и собаки, определяющих собой их отношения. Внешние признаки психотипа хозяина и собаки, позволяющие прогнозировать, например, ход лечения заболеваний. Типы контакта, их вероятные социальные последствия, источники социальных проблем для человека и собаки.
Занятия 13-15 (9 часов)
Тема 9. Развитие психики собаки
Формирование психики собаки и ее отношений с хозяином по возрастным периодам и необходимые мероприятия, обеспечивающие нормальное развитие. Профилактика аномалий развития и будущих реактивных состояний. Характеристика наиболее распространенных ошибок владельцев собак с точки зрения последствий для психики и поведения. Значение режима содержания с зоопсихологической точки зрения.
Занятие 16 (3 часа)
Тема 10. Формирование желательного поведения собаки
Способы воздействия на поведение собаки – изменение вероятности того или иного поведения (желательного и нежелательного). Формирование поведения собаки в его связи с дрессировкой и обучением. Использование положительных и отрицательных подкреплений. Управление поведением собаки. Методика развития и обучения собаки, оптимизирующая формирование психики и поведения на основе естественных возрастных закономерностей. Возможность изменения породных особенностей психики и поведения в ходе воспитания собаки.
Занятия 17-18 (6 часов)
Тема 11. Коррекция психики и поведения собак
Отличия коррекции психики и коррекции поведения. Общие принципы и метод коррекции психики собаки. Воздействие на темперамент и тип внешнего поведения. Оптимизация отношений с хозяином.
Занятия 19-21 (9 часов)
Тема 12. Диагностика состояния психики
Систематика и краткая характеристика основных аномальных состояний. Анализ жалоб хозяина собаки, разграничение субъективных и объективных психических факторов. Осмотр собаки и экспресс-диагностика состояния психики. Выявление источников нежелательного и аномального поведения в анамнезе. Анализ отношений с хозяином. Определение сохранных психических структур и путей коррекции аномалий.
Занятия 22-25 (12 часов)
Тема 14. Аномалии развития психики собаки
Аномалии развития как источник неадекватного поведения. Связь аномалий развития психики с наполнением СИМ и процессом принятия решений. Проявления и методы коррекции аномалий развития психики на всех уровнях – от сенсорного и пространственного восприятия до социальных отношений. Аномалии развития как основа последующих реактивных со-стояний.
Занятие 26 (3 часа)
Тема 15. Стрессы
Психическая перегрузка. Типы стрессов, их причины, симптоматика и методы коррекции. Фобии и трусость. Психическая травма и методы устранения ее последствий. Психоз у собак.
Занятие 27-28 (6 часов)
Тема 16. Неврозы
Связь неврозов с неудовлетворенными потребностями, механизм развития. Компенсаторный и адаптивный невроз. Невроз навязчивого поведения, истерия, неврастенический статус. Ложная беременность как частный случай компенсаторного эмоционального невроза. Способы коррекции неврозов.
Занятия 29-30 (6 часов)
Тема 17. Реактивные синдромы
Связь реактивных синдромов с наполнением СИМ и аномалиями развития. Синдром депривации и синдром разрыва связей. Важные практические случаи: смена хозяина, переезд на другую квартиру.Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.