КАК МАНИПУЛИРОВАТЬ СОБАКАМИ И КОШКАМИ?

   Манипулирование - (лат. – ловкое движение рук) – гибкая тактика управления кем-либо или чем-либо. Суть манипулирования состоит в непротиворечивом использовании собственных насущных интересов "объекта" для достижения желательных результатов. Возможно, использование человека в своих корыстных интересах доходит порой до безнравственности, но с домашними животными дело обстоит по-другому.

   Это бесспорно: человек-хозяин имеет полное право манипулировать своими домашними животными. Он может и должен выстраивать поведение собаки, кошки и любого своего питомца так, как удобно ему. И мы здесь не задаемся вопросом о том, правильны ли требования человека-лидера. В семье все решает семья! Одна лишь оговорка: весьма желательно, чтобы это не приносило вреда любимому существу и не нарушало его биологической природы.

   Сегодня единственно надежный способ воздействия на поведение животных видится в поведенческих методах. Для собак это дрессировка – отработка условных рефлексов и навыков путем положительного или отрицательного подкрепления конкретной формы поведения.

   Надо, однако, понимать, что поведенческие методы никоим образом не ориентированы на потребности "объекта". Главная цель поведенческих методов – при помощи положительных или отрицательных подкреплений добиться того, чтобы поведение "объекта" устраивало лидера. Любой ценой. Даже за счет вторичных проблем "объекта". А гуманность подкреплений – вопрос более чем относительный. Ниже вы узнаете о том, как общепринятые подкрепления создают у собак неврозы навязчивого поведения и неврастению.

   Начавшись с исследований бихевиористов на тему накопления и дальнейшего использования жизненного опыта, поведенческие методы приобрели теперь иной смысл. Основная идея бихевиористов состояла в том, что поведение запоминается или не запоминается в зависимости от результата, который оно дает. Если результат поведения положителен, то это поведение необходимо запомнить и использовать в дальнейшем. Если результат отрицателен, надо проверить, от чего он зависит – вдруг можно поменять в поведении какую-то мелочь и снова прийти к успеху. Если же результата нет вообще, то нечего и силы тратить на эту активность, нужно придумать что-то другое.

   Уместно вспомнить и о том, почему все "плохое" поведение наших зверей так устойчиво. Да именно потому, что оно всегда дает желанный результат – иначе собака или кошка и не подумали бы так себя вести.

   Да, идея результативности поведения в самом деле является ключом к закреплению поведения. Но тут-то и скрываются критически важные подвохи!

Вопрос первый: КАК ИСТОЛКОВАТЬ СМЫСЛ И ПРИЧИНУ ПОВЕДЕНИЯ? ЧЕГО ДОБИВАЕТСЯ ЗВЕРЬ?

   Поскольку бихевиоризм не предполагает изучения биологических норм приспособления и связи поведения с реальностью, ответ на этот вопрос становится в высшей степени произвольным. Для человека весьма характерно рассуждать, отталкиваясь от собственных представлений: "мое поведение выглядело бы так, если бы я хотел того-то". Однако такой подход не оправдывает себя даже при истолковании поведения своего товарища по биологическому виду.

   Идя по улице, вы видите, что прохожий рядом с вами сжал руку в кулак. Что он замыслил?

  • Ответ конфликтного человека: сейчас как врежет!
  • Ответ задумчивого; он вспомнил какую-то ссору.
  • Ответ спортсмена: у него в руке эспандер.
  • Ответ врача; это нервный тик.

   Ну, и так далее… Как же можно трактовать смысл поведения животного, у которого иные видовые законы?

   Вывод: поведенческие методы предполагают максимальное очеловечивание животного.

Вопрос второй: ЧТО СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ РЕЗУЛЬТАТОМ ПОВЕДЕНИЯ?

   Понятно, это то, что в данный момент нужно зверю – говоря чуть строже, то, что удовлетворит его насущную потребность. И неужели это всегда вкусняшка или игрушка? Или даже хозяйская ласка? Нет, нет и нет! Многим хозяевам собак, например, известно, что собаку никакой вкусняшкой не заманишь туда, где ей страшно. А пробовали вы выманить игрушкой кошку, спрятавшуюся под диван?

   В том-то и беда, что любое удовольствие, которое мы можем предложить животному, гарантированно проиграет тому результату, которого добивается сам зверь. А если мы облегчаем себе задачу, "вырабатывая навык" за лакомство или игрушку в отсутствие каких-либо звериных интересов, то надо быть готовыми к тому, что в реальной ситуации при первом же конфликте интересов человека и зверя наши подкрепления сдадутся без боя. И собака, а не хозяин, будет решать, подойти ли за печенькой или продолжить увлекательную погоню за кошкой. И как только зверь начинает управлять процессом выдачи вкусняшек и игрушек, так именно это и становится его главным интересом в процессе дрессировки.

   И чем больше мы стараемся повысить заинтересованность собаки в подкреплении, тем больше оно отрывается от смысла поведения и превращается в самоцель. Собака выполняет команду только лишь для того, чтобы получить подкрепление… если, конечно, ей не мешает другая задача. Она "зацикливается" на переразвитой потребности, что и приводит к возникновению пищевых и игровых неврозов. А далее их естественной спутницей становится неврастения. Другие виды поведения резко искажаются – при любом волнении, вызванном, например, страхом, собака хватает игрушку, что противоречит нормальному самосохранению.

   Вывод: вследствие произвольного определения характера подкрепления животное не устанавливает связи между ним и своим поведением.

   Следовательно, эти два главных вопроса связаны между собой. Если мы разгадаем, какую потребность удовлетворяет зверь тем или иным поведением, то легко найдем и тот результат, который превратит нужное поведение в самоподкрепляемое – то есть, устойчиво повторяющееся.

   С "отучением" от нежелательного поведения дело обстоит несколько сложнее. Хозяин как раз и не хочет того результата, который закрепляет плохое поведение собаки или кошки. Стало быть, предполагаемое подкрепление должно значительно превышать по важности цели нежелательного поведения. Но что может быть сильнее, например, самозащиты? Перед этой мотивацией отступает всё. И собака отчаянно кусает всех подряд, а кошка царапает ребенка до кровавых ран.

 

   Вот вполне реальный пример. Допустим, мы имеем дело с драчливой собакой и желаем, чтобы она прекратила сражаться с соседскими собаками, встреченными во дворе. Прибегнем для этого к одному из восьми поведенческих методов, описанных Карен Прайор – будем подкреплять отсутствие нежелательного поведения.

   Собака увидела здоровенного пса и замерла на месте. Отлично! Срочно даем ей вкусняшку!

   Но собака-то оцепенела от страха! Во-первых, она вряд ли вообще заметит вкусняшку – ей жизненно необходимо наблюдать за врагом и отвлекаться просто некогда. Во-вторых, она никак не сможет осознать, что подкрепление относится к ее неподвижности и бездействию – для нее это всего лишь самый эффективный в этот момент, с этим конкретным противником способ спасения. А с другой собакой она столь же решительно ринется в драку.

   Ну, допустим все-таки, что мы невероятными ухищрениями добились своего и запихнули лакомство прямо в пасть своему зверя. Скорее всего, это произойдет лишь тогда, когда опасность отпадет сама собой – страшный враг свернул в сторону или занялся чем-то своим. Тогда что же мы хотим закрепить? Состояние страха? Да еще и усилив его подкреплением? Можно не сомневаться, что в следующий раз реакция на встречных собак лишь обострится. А уж какой вариант выберет наша собака – бежать, драться или застыть в неподвижности – решать будет только она сама!

   Есть у поведенческих методов и другие, менее значимые ограничения.

  1. Набор форм поведения определен заранее – сколько бы вариантов поведения мы ни разучивали, новые факторы и ситуации могут потребовать принципиально новых решений.
  2. Точный мотивационный анализ весьма затруднен, но даже если это доступно, то не всегда возможно использовать актуальную потребность (к примеру, нельзя подкреплять агрессию самозащиты).
  3. Выработанные связи легко преодолеваются любой собственной потребностью животного – результаты дрессировки не работают в реальной жизни. Типичный диалог: "Собака команды знает." – "А выполняет?" – "Дома – конечно… за вкусняшку".
  4. Поведенческие методы сиюминутны и локальны, но не связаны со смыслом ситуации. Выработанное поведение не обобщается на тот или иной круг сходных ситуаций.

И ВОТ ЧТО ЕЩЕ ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Поведенческие методы никак не принимают во внимание
состояние нервной системы собаки.
Поэтому они не могут применяться, когда
животное находится в состоянии стресса –
нужные рефлекторные связи не могут закрепиться
по физиологическим причинам.
В этом состоянии собака просто не может понять и выполнить команду.
Человек же принимает это состояние за "доминирование".
Вместе с тем ВСЕ проблемы в жизни собак и кошек возникают
именно вследствие стрессов.

   Не случайно, что по мере того, как задачи формирования поведения животных смещаются в сторону бытовых и житейских проблем, поведенческие методы вызывают все больше разочарования и все больше желания так или иначе их осовременить. Однако… воз и ныне там, если судить по результатам научной конференции "Зоопсихология 2016".

   А у хозяев собак и кошек все нарастает уверенность в том, что их проблемы неразрешимы, что им остается только смиренно нести свой крест!

   Вся надежда – на манипулирование поведением животных. Его основная цель – формирование поведения, которое (а) отвечает желаниям человека и (б) не противоречит естественным потребностям и интересам самого животного – а потому и не создает вторичных проблем.

   Манипулирование животными основывается на самой мощной и глобальной потребности всего живого – на ВЫЖИВАНИИ. Универсальное подкрепление желательного поведения заключается в повышении приспособленности к реальным условиям жизни – то есть, в повышении вероятности выживания и сокращении рисков от неправильного поведения. Следовательно, умея управлять процессами приспособления, мы получаем возможность адаптировать животное не только к условиям окружающей среды, но и к требованиям человека – эволюционного лидера для животных.

   Эволюция в дикой природе привела каждый вид к оптимальному приспособлению к условиям жизни и закрепила эти приспособления в генетической памяти вида. В мире людей нужны совсем другие приспособления ко всему тому, чего в природе просто нет – к квартирам, автомобилям, лифтам, компаниям детишек, резвящихся во дворе и т.п. Уповать на естественную эволюцию тут не приходится, поскольку изменения эти происходят по историческим меркам очень и очень быстро. Никакая естественная эволюция, длящаяся миллионы лет, не поспеет за появлением мобильников, домофонов, домашних кинотеатров и всего того, ем мы украшаем свою жизнь.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ ЖИВОТНЫХ К ЖИЗНИ В МИРЕ ЛЮДЕЙ ОБЯЗАН УПРАВЛЯТЬ ЧЕЛОВЕК!

   Эта идея и легла в основу принципиально новых методов воздействия на поведение домашних животных. Современная наука изучила процессы приспособления дала возможность управлять ими так, как это нужно человеку. Поэтому отпадают все ограничения поведенческих методов, о которых шла речь выше.

   Научной основой новых методов манипулирования поведением животных стала адаптивная зоопсихология. Методические принципы разработаны в рамках МИО©-технологии. Практические приемы составляют программы интеллектуальной дрессировки.

   Адаптивные методы формирования поведения позволяют выработать желательное поведение даже в тех случаях, на которые никак не распространяются поведенческие методы. Это самостоятельное поведение:
  • в отсутствие хозяина;
  • в случаях, когда хозяин не заметил события или не успел дать команду;
  • в особенности – при стрессовых срывах.
    Одновременно решается проблема "ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ, ТОЛЬКО НЕ…".
   Кроме того, адаптивные методы обладают следующими преимуществами:
  1. Естественное приспособление животного определяется требованиями человека.
  2. Желательное поведение самоподкрепляемо, т.к. оно соответствует потребности в выживании
  3. Нежелательное поведение становится наименее вероятным, перестав быть эффективным приспособлением
  4. Создается широкий набор вариантов поведения и задаются правила их выбора (критерии адекватности).
  5. При появлении новых факторов работает не однозначная связь "стимул-реакция", а естественные приспособительные процессы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ВИДЕОУРОКИ ВЫ НАЙДЕТЕ НА САЙТЕ
"АКАДЕМИЯ ХОРОШИХ ХОЗЯЕВ"
http://krivolapchuk.ru

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить