Главная проблема хаски

   – нет, не мода на породу. Хотя сама эта мода не принесла ничего хорошего ни одной породе. Ни мода на эрделей после "Электроника" и "Четырех друзей", ни мода на колли после "Лесси", ни на далматинов после "Ста одного...", ни на какую-либо иную породу. Люди поддаются порыву, берут щенков модной породы, но совершенно не дают себе труда подумать, чем замечательна та или иная #порода в реальности. Впрочем, об этом не говорит и не пишет только ленивый.

   Удивительно, кстати, что этой моды практически избежали сенбернары после "Бетховена" и овчарки (которые немецкие и даже восточноевропейские) после детективных сериалов. Практически не отразились на популярности породы и "Люди в черном" – скорей уж, злым гением для мопсов стала Донцова. Популярность фоксов после "Троих в лодке" или джек-расселов после "Маски" тоже менялась не очень заметно.

   Зато мода на хасок, а с ними – и на других ездовых лаек (маламутов, в меньшей степени самоедов) – сыграла с ними особенно злую шутку.

   А дело в том, что, в отличие от "обычных" собак, ездовые лайки имеют одну очень важную особенность психики. У них очень узкая рабочая специализация, а родина их – край бесконечных снегов, где очень мало событий, требующих активной реакции. В результате способность к адаптации у них минимальна, а подверженность стрессам, соответственно, наоборот – очень высока.

   Я уж не говорю о том, что делают с несчастными хасками их недалекие хозяева. Помню, был один гений – одного из первых в Питере хасей он пытался превратить в охранника. Ясное дело, ничем хорошим это не кончилось. Если мне ни с кем не изменяет память, пес к году покрылся струпьями и экземой. Правда, в те поры я еще не занимался психосоматикой, да и такой статистики, как сейчас, по подобным состояниям не было...

   Другая хасюля примерно в те же времена обитала в центре города и тоже очень страдала – боялась гулять и всячески нервничала. Ей повезло больше: ее не пытались переделать. Но жила она на правах комнатного украшения. С ней и удалось больше: хозяева вовремя спохватились и мы стали форсированно адаптировать ее к городу.

   Есть в народе мнение, что городская среда – не место для хаски. И это почти правда. Во всяком случае, если собаку не развивать и не помогать ей к трудной городской обстановке приспособиться.

   Хаски склонны, например, к спонтанным побегам. И это не абстрактная породная особенность, а проблема, имеющая вполне конкретные корни. Тут складываются исторически слабо развитая связь с человеком (специфика породы не предполагает тесного общения с хозяином) и все та же низкая адаптивность, приводящая к стрессам и нервным срывам. Вот и уносит их "в белый свет"... Но заметьте: это не имеет почти ничего общего с мифической "тягой к свободе".

   Вот с одним таким псом мне довелось работать сравнительно недавно. Это был "неправильный" хаски – с коричневым, а не темно-серым основным тоном и с разноцветными (!) глазами. Но удирал он вполне стабильно. Ситуация осложнялась как раз тем, что хозяева совсем не знали, как строить отношения с такой собакой. Пришлось им в этом помогать. И, хоть пес вряд ли после этого стал бы чемпионом по дрессировке даже на районных соревнованиях – но все-таки, главную проблему мы решили.

   Чтобы этого не происходило, собака должна доверять хозяину, а он, в свою очередь – активно помогать ей приспособиться к окружающей действительности. Не всегда это удается сделать по ходу развития – тут легко съехать в крайности: либо сделать отношения чересчур эмоциональными по форме, либо попытаться сделать из собаки плюшевое украшение. Тогда приходится включаться нам, чтобы за сравнительно небольшое время вернуть все с головы на ноги.

   Есть у нас методика "психомоторной терапии", которая позволяет и укрепить нервную систему, и снизить количество стрессов, и развить правильные реакции на происходящее. Первая наша задача – безопасность собаки, в том числе, ее нервной системы, а, кроме того, мы стараемся выполнить пожелания хозяина. Конечно, сделать охранника из миролюбивой ездовой лайки невозможно, но нормализовать поведение в городе вполне удается. Собака перестает удирать, не шарахается от любой опасности, не несет "все свое" с прогулки обратно домой, и т.д., и т.п.

   Конечно, гораздо проще правильно воспитывать собаку со щенячьего возраста. Профилактика-то всегда лучше лечения. Но даже если собака уже не юна – речь может идти о ее здоровье и безопасности. Поэтому не стоит думать, что это навсегда и вам остается только "нести свой крест". Давайте выручать зверя!

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить