АДАПТИВНЫЕ МЕТОДЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

© Н.Д.Криволапчук, Ю.В.Криволапчук

Область применения
Основные положения
Принципы реализации
Практическая реализация

   Адаптивные методы (АМ) формирования поведения домашних животных представляют собой совокупность прикладных средств, основанных на современных дисциплинах – адаптивной зоопсихологии и зооинтеллектологии. АМ принципиально отличаются от поведенческих методов (ПМ). Главное отличие состоит в непроцедурности адаптивных методов

   Непроцедурность – это отсутствие пошаговой программы достижения результата. Определяется та цель, которой надо достичь, но не задается способ ее достижения – то есть, поставленные цели достигаются вообще без отработки и фиксации конкретных форм поведения.

   Применительно к формированию поведения это означает, что человек ставит задачу, а животное может само выбирать, как именно ее следует решить. Непроцедурный подход реализуется, например, в притравке и натаске охотничьих собак, которые работают самостоятельно, без постоянных указаний человека. Именно поэтому для охотничьих собак так важны их наследственные рабочие качества, позволяющие рассчитывать на успешное поведение в полезной деятельности.

   Дрессировка служебных собак, а также те поведенческие принципы, которые сегодня переносятся на семейных собак, по определению процедурны. Это означает, что поведение осуществляется так и только так, как диктует человек, задавая каждый шаг животного. Поведенческие методы предполагают разложение любого более или менее сложного поведенческого акта на ограниченное число элементарных действий, каждое из которых разучивается в отдельности, чтобы затем собрать их в нужную последовательность.

   В статье мы будем чаще обращаться к примерам из собачьей жизни и практики. Все положения и практические приемы действительны и испытаны и для кошек, и для лис. Однако собаки дают гораздо больше возможностей для наглядной иллюстрации – социальная значимость их поведения и активность в социуме намного выше.

 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АМ

   Поведение животных мы рассматриваем как совокупность всех возможных форм активности (двигательной, речевой), включая  и отказ от активности (например, в состоянии пассивного стресса). Поведение всегда направлено на удовлетворение некоторой потребности и является результатом ненаблюдаемой психической деятельности, приводящей к выбору нужного варианта (процесс принятия решения).

   По разным признакам поведение может подразделяться на:

  • Самостоятельное и вынужденное;
  • Нормальное и аномальное;
  • Функциональное (рабочее) и бытовое;
  • Желательное, нежелательное и допустимое;

   Популярный термин "адекватность поведения" требует особого пояснения. По существу, адекватность стоит за всеми прочими определениями. Самостоятельное поведение адекватно потребности животного; норма или аномалия обозначает соответствие видовой специфике; функциональный или бытовой характер поведения отражает сферу его применения.

   Особое место здесь занимает желательность и нежелательность поведения.  Именно эта характеристика понимается в обиходе под адекватностью поведения  (иногда уточняется: соответствие не только пожеланиям, но и пониманию человека). В этом смысле адекватность не только не гарантирована, но во многих случаях принципиально недостижима. В то же время поведение всегда адекватно сиюминутному состоянию животного. Понятие "состояние" описывается средствами адаптивной зоопсихологии и будет пояснено ниже.

   Основная сфера – это самостоятельное бытовое поведение в реальной антропогенной среде.

   Поведение животного должно, кроме того, отвечать требованиям благополучия как человека, так и животного, создавая минимум рисков и напряжений для обеих сторон. Поэтому оно должно быть (а) допустимым с точки зрения хозяина и (б) нормальным с точки зрения состояния нервной системы. Для целей настоящего доклада, чтобы отграничить это поведение от других классификационных категорий, назовем его правильным.

   Цель применения АМ – сделать самостоятельное бытовое поведение животных правильным.

   В других применениях (рабочие функции, особые пожелания, особая среда типа приюта, передержки и т.п.) АМ дают значительный выигрыш в эффективности и надежности поведения, а также снижают частоту и тяжесть стрессовых состояний у животных.

   Семейные животные живут и совершают некие поведенческие акты в реальной антропогенной среде, обладающей существенными отличиями от любых других условий обитания (от дикой природы до рабочего питомника).

   Важнейшие особенности реальной среды состоят в следующем:

  • Множество неприродных факторов,для которых нет естественных видовых приспособлений – стационарные объекты (от зданий до скамеек и оград), подвижные (транспорт); выделение пространственных зон с разными требованиями к поведению (например, тротуар и проезжая часть дороги, зона вблизи детской площадки и т.п.). В жилищах имеются устройства, издающие разнообразные звуки и меняющие освещенность; бытовая техника и мебель также в ряде случаев создают трудности в приспособлении к ним.
  • Стремительные изменения, не оставляющие времени для естественного эволюционного приспособления – появление новых видов транспорта; появление мобильников и изменившееся поведение людей; поведение собак, страдающих аномалиями развития психики и многое-многое другое. Даже дорожные работы в знакомом месте могут вызвать у собаки серьезный стресс с изменениями в поведении.
  • Значительная динамика событий – в реальном дворе одновременно или с короткими интервалами происходят разнообразные события. В квартире их меньше, но они могут быть крайне неожиданными и служить причиной острого стресса (на фоне полного спокойствия внезапно включилась громкая музыка). Состояние среды меняется очень быстро и непредсказуемо (прибежала группа шумных детей). Эти условия требуют от животного хорошо развитого распознавания ситуаций, без которого правильное поведение невозможно.
  • Необходимость четкой расстановки приоритетов реакций на множественные и разнородные события – требуется выявление событий, которые действительно требуют поведенческой реакции (прагматика). Прагматика обуславливает минимизацию напряжений в нервной системе: если событие не требует реакции, то НС не генерирует импульсов, необходимых для данной активности.

   Перечисленные особенности реальной антропогенной среды определяют собой роль человека как лидера, руководящего приспособлением животного. Только хозяин знает и диктует животному нормы правильного поведения в присутствии посторонних или гостей; в особой среде – хотя бы при переходе через дорогу. Человек определяет (в меру своих представлений) все реальные жизненные условия для своего животного.

   Для того, чтобы бытовое поведение домашних животных было правильным, животные с необходимостью должны приспосабливаться:

  • К многофакторной и информационно насыщенной антропогенной среде – очень много крупных и мелких событий. Опасность перегрузки НС реактивными процессами; сложное и очень быстрое распознавание.
  • К сложным и многообразным межвидовым взаимодействиям – это другие собаки, множество людей разных категорий, кошки, вороны и т.д. Требуется учитывать видовую специфику и точно определять круг возможных взаимодействий.
  • К нормам, исходящим от хозяина – хозяин и в большом, и в малом может требовать от собаки того или иного поведения. Например, нормы поведения в присутствии детей или стариков; правила входа в лифт; правило "уступи дорогу" в узостях, на лестнице и т.п. Эти нормы порой непонятны животным, а в целом ряде случаев прямо противоречат собственным мотивациям животного.
  • К собственному состоянию – повышенный уровень возбуждения или заторможенность, многие соматические состояния существенно меняют поведенческие возможности. Хозяин может даже не догадываться о существенных помехах – например, о головокружении или о ломоте в конечностях.

   Требования человека к бытовому поведению животных существенно отличаются от требований, выдвигаемых в любом функциональном применении:

  • В большинстве случаев требования к поведению негативны: чего НЕ делать
  • Допустимые варианты поведения разнообразны и не регламентируются человеком
  • Требования к поведению не унифицированы, они отвечают образу жизни и индивидуальности хозяина.

   Особо важно в быту так называемое "проблемное" поведение. Оно может быть нормальным для данного вида животных, но не устраивать хозяина (например, возбуждение и крик лис по ночам). В очень многих случаях это поведение аномально: оно не отвечает видовым нормам и обусловлено недоразвитием психики и интеллекта. При этом проблемы состоят не в том, выполняет ли животное команду хозяина. В большинстве своем проблемное поведение наступает:

  • в отсутствие хозяина;
  • в случаях, когда хозяин не заметил события или не успел дать команду;
  • в особенности – при стрессовых срывах.

 АМ доказывают свою эффективность при коррекции проблемного поведения, в том числе в тех случаях, которые не охватываются практикой ПМ.

 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АМ

   Схема порождения поведенческого акта выглядит следующим образом:

   Потребность =========== психическая деятельность (процесс принятия решения) =========== наблюдаемая активность

   При этом потребность может активироваться как внутренними, так и внешними событиями.

   В традиционной зоопсихологии процесс принятия решения никогда не рассматривался. Тем не менее, в рамках любого инстинкта существует достаточно большой набор конкретных форм поведения – например, и для сильного, и для слабого. Выбор конкретной формы поведения для данных обстоятельств происходит далеко не автоматически. Так, например, при появлении врага возможны разные варианты соотношения сил: (1) враг сильнее; (2) враг слабее; (3) силы примерно равны.  И побеждает тот, кто выберет форму поведения, наиболее подходящую в данных обстоятельствах. Этот выбор учитывает множество сиюминутных факторов: собственные возможности, присутствие партнеров, рельеф местности, выгодное или невыгодное взаимное расположение и т.д.  В зависимости от оценки всей совокупности этих факторов происходит выбор варианта самосохранения: пытаться победить в бою, бежать или прятаться.

   Естественное приспособление к реальным условиям подразумевает, во-первых, наработку некоторого набора успешных форм поведения, а во-вторых, формирование оптимального процесса принятия решения – т.е., выбора оптимального поведения для данной ситуации.

   Процесс принятия решения представляет собой последовательность отдельных этапов:

  • Восприятие внешней и внутренней информации
  • Переработка информации (интеллектуальная деятельность)
  • Генерация информации, необходимой для реализации конкретного поведения.

   Все эти информационные процессы выражаются в сложной системе электрических импульсов, порождаемых нервной системой. Так, внешняя информация, будучи воспринята органами чувств и обработана анализаторами, циркулирует в нервной системе в том же виде и на тех же правах, что и внутренняя. Эти два потока импульсов вступают в активные взаимодействия.

   В силу определенных свойств нервных узлов совокупности нервных импульсов могут образовывать более или менее устойчивые нейронные структуры. Будучи зафиксированы в долгосрочной памяти, эти структуры могу быть востребованы в любой момент. Это отвечает накоплению и использованию жизненного опыта.

   Важно отметить, что нейронные структуры представляют различные смысловые категории:

  • Сведения об окружающей среде (объекты, субъекты, события);
  • Управляющая информация, соответствующая тому или иному варианту активности (поведенческие паттерны);
  • Сведения о социальных партнерах и правилах взаимодействий с ними;
  • Процессы обработки информации (интеллектуальные паттерны).
  • Правила "навигации" по сети нейронных структур, определяющие выбор нужного пути и приведение в действие нужного паттерна.

   Успешное приспособление (оно обеспечивает максимальную вероятность выживания) предполагает как использование опыта старших партнеров (обучение), так и собственное активное приспособление (научение). Без обучения каждое поколение начинало бы с того же старта, что и первое. Без научения следующее поколение не могло бы быть более приспособленным, чем предыдущее. В обоих случаях стало бы невозможным филогенетическое приспособление, т.е. эволюция.

   Поведенческие методы позволяют сформировать тот или иной набор фиксированных форм поведения и закрепить соответствующие нейронные структуры по принципу условно-рефлекторной связи «стимул-реакция». При этом стимулом служит либо команда, либо событие. Реакцией является желательное поведение.

   Иными словами, поведенческие методы направлены на третий этап генезиса – собственно поведение. Чаще всего задача состоит в том, чтобы изменить поведение на желательную форму. Но здесь возникает естественная трудность: изменить уже начавшееся поведение можно только за счет преодоления активных и мощных нервных процессов, которые его обеспечивают. А поскольку именно наблюдаемое поведение удовлетворяет актуальную потребность, то этому естественному стремлению нечего противопоставить.

   ПМ обладают рядом ограничений:

  1. Набор форм поведения определен заранее – сколько бы вариантов поведения мы ни разучивали, новые элементы ситуации могут потребовать принципиально новых решений.
  2. Произвольное определение подкреплений человеком исключает самоподкрепление – в высшей степени характерная ситуация: животное в тревожной для него ситуации даже не смотрит на лакомство. Точный мотивационный анализ весьма затруднен, но даже если это доступно, то не всегда возможно использовать актуальную потребность.
  3. Выработанные связи легко преодолеваются собственной потребностью животного – формы поведения, выполняющиеся в обедненной среде площадки, не реализуются под действием нервной перегрузки или при активации другой потребности.

   Самое важное ограничение состоит в том, что ПМ не могут применяться  в стрессовом состоянии, т.к. оно физиологически препятствует образованию необходимых нейронных связей.

   В состоянии стресса, когда он уже проявляется в наблюдаемом поведении, в нервной системе господствуют реактивные процессы, мешающие формированию устойчивых нейронных структур, обеспечивающих желательное поведение.

   Адаптивные методы направлены на создание такого состояния животного, при котором принимается желательное решение. Обязательным этапом в реализации АМ является развитие процесса принятия решения.

   Научную основу для этого  предоставляют современные дисциплины – адаптивная зоопсихология и зооинтеллектология. Первая исследует состояние животного, его составляющие и факторы, способные его изменить. Вторая изучает интеллектуальные операции, входящие в процесс принятия решения, как процедуры переработки информации. Адаптивная зоопсихология использует метод информационного моделирования, зооинтеллектология привлекает понятия прикладной математики, теории информации, теории искусственного интеллекта и т.п.

   Самоподкрепляемое поведение характеризуется тем, что его естественный результат служит положительным подкреплением. Бихевиористы убедительно показали, что такое поведение обладает наибольшей устойчивостью – именно по той причине, что оно является результатом научения и отвечает актуальной потребности.

   Почти все реальные проблемы бытового поведения (около 50 у собак и около 30 у кошек) являются самоподкрепляемыми. Исключение составляют только проблемы случайного или ошибочного закрепления нежелательного поведения (выменивание утащенных вещей на лакомство). Однако и эти случаи можно отнести к самоподкрепляемому поведению, поскольку непродуманное подкрепление со стороны хозяина является все-таки результатом поведения животного.

   Преодолеть самоподкрепляемое поведение подкреплениями (неважно, положительными или отрицательными), исходящими от человека, невозможно.

   Напрашивается идея: добиться максимальной устойчивости желательного поведения можно в том случае, если превратить его в самоподкрепляемое. Иными словами, надо сделать желательное поведение результатом естественного приспособления к реальным условиям. Это становится возможным именно на основе АМ – при условии реформирования процесса принятия решения.

   Факторы самоподкреплямости поведения:

  1. Точный анализ видовых, породных и индивидуальных потребностей – это касается мотиваций, актуальных в данный момент и в данной ситуации
  2. Оптимизация процесса принятия решения – развитие базовых интеллектуальных функций (анализ внешней и внутренней информации, распознавание ситуаций и т.п.), создание системы критериев принятия решений, разработка механизмов планирования и проектирования поведения.
  3. Приспособление под управлением человека как вида-лидера – использование полноценных социальных отношений, обеспечивающих возможность руководить приспособительными процессами.

   Какое же подкрепление является самым действенным?

   Идея подкрепления нужна была бихевиористам для дальнейшего исследования условно-рефлекторной деятельности, в продолжение достижений И.П.Павлова. Пищевое подкрепление, как мы помним, использовалось Павловым для эксперимента с выделением желудочного сока. Это не означает, будто это главное и всемогущее подкрепление. Больше того, удовольствия (т.е., избыточное удовлетворение потребностей) также не могут служить подкреплением, поскольку действительные потребности, которые в любую минуту  активируются событиями в реальной среде, всегда будут преодолевать удовольствия.

   Подсказку относительно действенного подкрепления нам дает сама природа. В дикой природе при обучении и научении вообще не предусмотрены никакие подкрепления. Тем не менее, эти процессы протекают весьма эффективно, так как они обеспечивают выживание. Кто плохо учится – тот гибнет.

   Следовательно, универсальная и глобальная потребность живого существа – это повышение вероятности выживания за счет приспособления.

   Эта потребность смыкается в конкретных проявлениях со всемогущим инстинктом самосохранения. От правильного поведения (наличия некоторого арсенала форм поведения и оптимального выбора их по ситуации, а также, возможно, умения достроить недостающие элементы поведения) непосредственно зависит спасение жизни.

   Еще одной критически важной стороной самосохранения является сбалансированное состояние нервной системы и минимизация частоты и силы стрессовых состояний. Во-первых, это крайне некомфортное состояние, во-вторых, оно делает поведение неустойчивым и влечет за собой большое количество рисков, в-третьих, оно приводит к разрушению функций управления организмом (психосоматика).

   В силу этого универсальным подкреплением следует считать совершенствование приспособлений.

   Реальное поведение, приводящее к положительным или отрицательным последствиям, определяется собственным состоянием животного, которое складывается из:

  • Суммарного уровня возбуждения НС – он определяется суммой всех активных и реактивных нервных процессов (расшифровкой служит "формула стресса").
  • Накопленной информации, зафиксированной в нейронных структурах – они реализуют сведения о внешней и внутренней среде, типовые поведенческие программы всех уровней, варианты отношений с любыми партнерами и т.д.
  • Активных интеллектуальных механизмов «навигации» по нейронным структурам – они обеспечивают выбор и переключение с одной структуры на другую,

   Чтобы управлять состоянием животного, нужно уметь:

  1. Регулировать уровень возбуждения НС, от которого  не только зависит острота реакций, но который может привести к сбоям в выполнении интеллектуальных операций. Это происходит в силу иррадиации возбуждения. В состоянии возбуждения (неважно, положительного или отрицательного) нарушается, например, распознавание или запускаются неадекватные поведенческие программы . Это и есть нервный срыв при стрессе.
  2. Управлять запечатлением и анализом новой информации, включая структуры, реализующие ту или иную форму поведения. Это осуществляется путем стрессового запечатления.
  3. Формировать и оптимизировать структуры, отвечающие интеллектуальным операциям

   В этом и состоит суть адаптивных методов формирования поведения домашних животных.

   Управление сиюминутным состоянием совместно с самоподкреплением результирующего поведения дает возможность повышать вероятность желательного поведения, т.е., направлять приспособление в русло, необходимое хозяину.

   Таким образом, адаптивные методы предоставляют нам богатые возможности для формирования самостоятельного бытового поведения в реальной антропогенной среде:

  • Естественное приспособление животного определяется требованиями человека.
  • Желательное поведение самоподкрепляемо, т.к. оно соответствует потребности в выживании
  • Нежелательное поведение становится наименее вероятным, перестав быть эффективным приспособлением
  • Создается вариативный набор форм поведения и задаются правила их выбора (критерии адекватности).
  • При появлении новых факторов работает не однозначная связь "стимул-реакция", а естественные приспособительные процессы.
  • Возможна генерация новых вариантов приспособления.

 ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ АМ

   Поскольку АМ опираются не на конкретные поведенческие акты, а на состояние животного, то они используют расширенный набор условно-рефлекторных связей:

  • Действие – состояние
  • Ситуация – состояние
  • Состояние – действие
  • Ситуация – действие

   В качестве основного воздействия АМ используют управляемый стресс.

   Стресс, по определению, представляет собой проявления активных процессов адаптации. И если в результате стресса достигается резистентность – т.е., состояние приспособленности к данной ситуации, то этот стресс не имеет негативных последствий,  но приводит к научению.

   Такой тип стресса принято называть эустрессом.

   Для использования эустресса как инструмента АМ необходимо, чтобы это состояние было контролируемым и управляемым. Такой стресс отличается тем, что:.

  • Он опирается на сохранные (породные, возрастные) механизмы психической деятельности
  • Стресс незначителен по силе
  • Стрессовое состояние не проявляется в заметных изменениях поведения
  • Сила стресса регулируется, кроме других факторов, доверием к хозяину и его поддержкой

   В методиках, основанных на АМ, состояние эустресса создается целенаправленно. Для этого необходимо тщательно дозировать:

  • собственную моторику и локомоцию животного (афферентные и эфферентные импульсы)
  • количество и динамику внешней информации
  • воздействие событий во внешней среде
  • действия хозяина и эмоциональную окраску
  • характер выполняемых действий и их интеллектуальную сложность

   Использование моторики и локомоции. При любых движениях и перемещении в пространстве нервная система животного воспринимает и генерирует множественные афферентные и эфферентные импульсы (соответственно). От согласованности сложной системы процессов возбуждения и торможения зависит целенаправленное движение с минимумом энергетических затрат. Управление моторикой и локомоцией развивает возможности нервной системы на микро-уровне. Далее, как указал В.М.Бехтерев в "Объективной психологии", эти паттерны используются на других уровнях.

   Количество и динамика информации. В адаптивной зоопсихологии существует "формула стресса", где показано, как эти параметры влияют на уровень возбуждения. Регулируется по принципу постепенного обогащения среды: начинаем в самом тихом и спокойном месте, постепенно используя фоновые нагрузки (не требующие явной реакции).

   События во внешней среде. Животное необходимо адаптировать к той среде, в которой оно действительно живет (среда может быть разной даже в соседних квартирах или дворах). Реакция на типичные для среды обитания события регулируется не требованиями к поведению, а собственным состоянием и развитием процесса принятия решений.

   Действия хозяина определяют доверие животного и способность полагаться на решения человека. Этот параметр участвует в "формуле стресса" как понижающий силу реактивного нервного напряжения. Практически важно научить хозяина поддерживать и демонстрировать спокойствие и невозмутимость. Недопустимо возбуждать животное играми, ласками, чрезмерно эмоциональными похвалами и т.п.

   Характер выполняемых действий определяет собой развитие процесса принятия решений. Отдельные элементарные действия (изменение темпа, изменение направления, остановка) не только регулируют баланс возбуждения и торможения (создается уравновешенное состояние), но и закладывают нейронные структуры, реализующие определенные логические операции. Накладывая один уровень сложности на другой (например, варьируя темп на зигзаге и включая разные по сложности остановки), можно формировать достаточно сложные нейронные структуры. Сформированные в упражнениях нейронные структуры начинают работать в процессе принятия решения в любой ситуации (например, при неврозах одиночества).

   Практический контроль состояния достигается путем учета следующих факторов:

  1. Специфика возникновения и протекания стрессов:
    • По породе
    • По возрасту
    • По типу отношений с хозяином
    • По индивидуальному развитию
  2. Тщательный анализ источников стресса
  3. Сопоставление выполняемых действий и причин перегрузки
  4. Сопоставление действий и формируемых состояний

   Породная и возрастная предрасположенность к определенному типу стрессов, а также влияние типа отношений с хозяином изучены адаптивной зоопсихологией (см., например, монографию "Прикладная психология собаки"). Индивидуальные предрасположенности выявляются путем диагностики аномалий развития психики.

   Анализ источников стрессов требует исследования реального образа жизни. При необходимости вводится режим видовой психогигиены, который минимизирует "фоновые" нервные напряжения, возникающие по типу "сшибки рефлексов".

   Подбор выполняемых действий и удержание животного в состоянии развивающего эустресса определяется квалификацией специалиста.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

  • Адаптивное воспитание (профилактика проблем поведения)
  • Адаптивная дрессировка (выработка вариативных наборов форм поведения для реальных условий)
  • Адаптивная коррекция (решение проблем поведения собак и кошек)
  • Видовая психогигиена (условия содержания, отвечающие видоспецифичным требованиям и обеспечивающие сохранность нервной системы)
Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить