1.4. ИНТЕЛЛЕКТ И УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

   Наиболее строгое и всеобъемлющее определение рефлекса предложено И.М.Сеченовым: "Рефлекс есть жесткая однозначная связь между стимулом и реакцией".

   Этот принцип не зависит от сложности вырабатываемых форм поведения. Даже так называемые сложные динамические стереотипы, в которых предусмотрена изменяемая последовательность действий, рассматриваются как цепочка отдельных простых условных рефлексов, каждый из которых формируется первоначально в виде реакции на собственный стимул.

   Строго говоря, это определение относится скорее к безусловным рефлексам, поскольку в природе столь жесткая связь недостижима (к примеру, реактивное поведение может оказаться неосуществимым физически). Однако на практике многие специалисты по поведенческим методам стремятся именно к так называемой "стопроцентной автоматизации навыка". Поэтому мы считаем нужным проанализировать долю интеллектуальной деятельности в формировании условного рефлекса.

   Условный рефлекс по сути своей реализует причинно-следственную связь между стимулом и реакцией. Для того, чтобы такая связь установилась, нервная система должна выполнить следующие действия:

  • Восприятие и анализ информации о предъявлении стимула;
  • Распознавание стимула;
  • Подключение нервных путей, реализующих связь между стимулом и реакцией;
  • Генерация импульсов, обеспечивающих реактивное поведение;
  • Диспетчеризация импульсов и направление их по фиксированным нервным путям.

   Представителями бихевиоризма установлено, что поведение запоминается и повторяется в том случае, когда это поведение успешно удовлетворяет актуальную потребность. Это и означает, что формируется соответствие стимула и реакции с образованием устойчивых нервных путей, В дополнение заметим, что при отрицательном результате поведения оно также может повторяться для проверки результата и выяснения обстоятельств, обусловивших неуспех.

   Кроме того, бихевиористы указывают на существование двух путей прижизненного формирования рефлексов. Эти пути в бихевиоризме названы обучением и научением.

   Обучение – это действия старшего партнера или человека, направленные на формирование желательного рефлекса.

   Научение – это самостоятельное формирование приспособительного условного рефлекса,

   Обучение в дикой природе. Обучение детенышей и молодняка в природе осуществляется родителями и/или другими старшими партнерами. Цель его состоит в обеспечении выживания популяции и вида. Следовательно, главной целью обучения в природе становится не формирование того или иного набора условных рефлексов, а передача информации, определенных поведенческих навыков и (очень важно!) способов принятия решений. Это означает, что:

  • во-первых, стимулом к обучению служит собственное благополучие – повышение вероятности выживания;
  • во-вторых, обучение происходит в непосредственном сопоставлении с реальными условиями обитания – ими и обуславливается отбор необходимых форм поведения и правил их выбора.
  • в-третьих, обучение направлено на самостоятельность каждой особи в тех пределах, в которых ее жизненный опыт и умение принимать решения являются достаточными.

   Подробнее о процессах обучение см. в главе о прижизненном формировании интеллекта.

   Обучение со стороны человека. Здесь сам характер обучения и цели его существенно отличаются от естественных природных процессов. Причина в том, что человек преследует свои сугубо утилитарные цели, не принимая в расчет благо самого животного – то есть, повышение его приспособленность к условиям жизни. Поэтому три особенности естественного обучения (естественность стимулов, связь с реальной средой, самостоятельность) попросту отсутствуют.

   Обучая животное полезным формам поведения, человек, по существу, полностью исключает самостоятельный выбор вариантов поведения, элиминируя тем самым интеллектуальную деятельность. Значение связи поведения с реальными обстоятельствами резко снижается, чем ограничивается и роль прагматики в оценке информации.

  Заметим в скобках, что даже в тех случаях, когда в полезных применениях делается ставка на видовые возможности (лучший пример – рабочие собаки), процесс обучения практически не ориентирован на их развитие и оптимальное использование.

   Интеллект и научение. Научение – это процесс самостоятельного формирования рефлексов, имеющий целью эффективное удовлетворение потребностей. Этот процесс полностью определяется результатом: удачные варианты поведения закрепляются. А поскольку результат целиком зависит от обстоятельств, то найденные варианты поведения не универсальны и тесно связаны с прагматичной информацией, как внешней, так и внутренней.

   В силу свойства облегчения нервных узлов вероятность запуска конкретного варианта поведения зависит от частоты его использования. Следовательно, чем чаще повторяются те же обстоятельства, которые вызвали к жизни данное поведение, тем активнее становится этот нервный путь. Заметим, в частности, что  этот механизм объясняет возникновение неврозов навязчивого поведения у животных.

   Сама по себе связь поведения с обстоятельствами, в которых оно реализуется, предполагает выбор вариантов, а значит – участие интеллектуальных механизмов.

   Сказанное приводит нас к выводу о том, что естественные пути прижизненного формирования условных рефлексов с неизбежностью предполагают формирование критериев выбора вариантов в зависимости от реальных условий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что механизм, называемый условным рефлексом, далеко не однозначен и обязательно включает в себя интеллектуальные операции: определение состояния среды, оценка собственных возможностей и выбор оптимального варианта поведения.

   Далее мы неоднократно будем обращаться к рассмотрению роли условного рефлекса в интеллектуальной деятельности и в генерации поведения. Будет также рассмотрена структура реальных условных рефлексов.

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить