ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ – ЭТО ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ

  1. Причины ошибочной оценки поведения
  2. Источники проблемного поведения
  3. Виды поведения
    1. Искусственное поведение, выработанное обучением
    2. Естественное приспособление
      1. Успешная адаптация
        1. Недопустимое поведение
      2. Неуспешная адаптация
        1. Мнимая адаптация
        2. Отсутствие адаптации
    3. Проблемы ветеринарной психологии и психоневрологии
      1. Ветеринарная психология
        1. Поведение разрядки
        2. Нервный срыв (истерика)
        3. Неврастения
        4. Неврозы навязчивости
        5. Истерия
      2. Психоневрологические заболевания
      3. Психосоматические расстройства

   Проблемное поведение животных нередко трактуется произвольным образом, который не дает представления о его происхождении и, следовательно, о возможностях его трансформации. Тому есть несколько важных причин.

Причина 1. Субъективизм человека.

   Человек видит проблемы поведения исключительно со своей стороны, оценивая их по принципу "мне нравится – мне не нравится". Самым важным следствием становится полное невнимание к тому факту, что проблемное поведение может быть продиктовано состоянием самого животного – например, стрессовым перенапряжением нервной системы.

   Нередко источником ошибок становится и неверное представление о видовых особенностях и инстинктивном поведении животных. Так, например, игры, в которых животное ловит свой хвост, нормальны для кошки, но совершенно неприемлемы для собаки. Это связано с тренировкой видовых приемов охоты – добыча кошки мала по размерам, но добыча собаки никак не сопоставима с ее хвостом.

   Подобные ошибки приводят даже к тому, что хозяева сами создают проблемы психики и поведения. Так, непонимание законов "фиксированного и нефиксированного туалета" приводит к попыткам заставить собаку справлять нужду в кошачий лоток. В подавляющем большинстве случаев это не только безрезультатно, но и влечет за собой появление вторичных проблем у собаки. Обратным примером служит приучение кошки к прогулкам и поездкам вместе с хозяином –это возможно только при условии расширенных возможностей социализации у кошки.

Причина 2. Оценка поведения по форме, без учета смысла.

   Не только хозяева животных, но и специалисты исходят в своем понимании проблем поведения исключительно из его формы. Если поведение присуще данному виду (например, у кошки есть наследственный стереотип "умывания"), то оно считается нормальным при любых обстоятельствах

   Тем не менее, одно и то же поведение может быть как нормальным, так и патологически переразвитым. Этот переход удается проанализировать только на основе смысла поведения. Так, "умывание" кошки восходит к видовой потребности устранить свой запах, чтобы он не отпугнул добычу и не привлек опасных соперников. В природе это поведение всегда связано с предвидением напряженной ситуации. Поэтому потребность кошки часто и чрезмерно активно "умываться" сигнализирует о ее тревожных ожиданиях. Если прослеживается связь с конкретными обстоятельствами, то можно найти и устранить конкретную причину тревоги. Если же связь с ситуацией утрачивается, то это поведение становится уже невротическим – то есть, болезненным.

Причина 3. Невнимание к общим закономерностям.

   Проблемное поведение, не причиняющее беспокойства хозяину, очень часто толкуется как индивидуальные особенности: "Такая уж у меня собака (кошка, попугай…)!" Даже в тех случаях, когда поведение представляет собой явную симптоматику нервного заболевания, оно очень часто понимается как индивидуальная особенность – порой даже весьма импонирующая хозяевам. Так, истерический лай собаки при приближении встречного часто объясняют развитыми охранными качествами.

Причина 4. Неправомерные обобщения.

   Неспособность различить адекватное поведение и неадекватное приводит к тому, что проблемы приписываются наследственности данного животного и/или породным особенностям. В то же время однотипные проблемы объясняются не наследственными, а прижизненными факторами – например, условиями выращивания и воспитания помета и ошибками заводчика. Объяснять проблемы спецификой породы неправильно по существу – ведь животные с порочным поведением исключаются из племенного разведения. Следовательно, если кинолог (фелинолог) или заводчик говорят, что "они все такие", он всего-навсего расписывается в своем невежестве.

   Чтобы не загромождать изложение, мы оставляем без внимания более мелкие заблуждения. Общий вывод очевиден: без понимания причин проблемного поведения и способствующих факторов невозможно надежно реформировать это поведение.

   Это заставило нас проанализировать источники проблемного поведения ­ аналогично тому, как диагностика болезней в медицине основывается на их этиологии (пусковые факторы) и патогенезе (процессы, обуславливающие наблюдаемые проявления).

   Любому наблюдаемому поведению всегда предшествуют внутренние процессы, которые его и порождают. Процесс генерации поведения рассматривается в АЗ как процесс разрешения стрессовой ситуации – то есть, адаптации. Он состоит из нескольких основных шагов.

   Шаг 1. Актуальная потребность порождает стрессовое напряжение – возникает стадия алертности (тревоги), инициирующая поиск поведения, способного удовлетворить потребность.

   Шаг 2. Алертность запускает ориентировочное поведение, направленное на сбор информации о факторах, способствующих или препятствующих удовлетворению потребности. Стрессовое напряжение (нервное возбуждение) обеспечивает активность соответствующих психических процессов.

   Шаг 3. В результате анализа входной информации (как внутренней, так и внешней) определяется множество вариантов поведения, способных удовлетворить потребность в данной ситуации. Одновременно учитывается возможная помощь или противодействие других живых существ, участвующих в данной ситуации.

   Шаг 4. Предварительное эмоциональное решение – грубая оценка "хорошо-плохо", не содержащая оценки затрат всех видов ресурсов (время, энергия и т.п.)

   Шаг 5. Планирование поведения – определение последовательности действий, позволяющих в конечном результате удовлетворить потребность.

   Шаг 6. Выбор конкретных форм поведения для выполнения спланированных действий.

   Шаги 5 и 6 и обеспечивают собственно адаптацию (в терминах теории стресса – резистентность) к данной ситуации. Если эти шаги не могут завершиться успешным (хотя бы субъективно) обнаружением нужного варианта поведения, то это ведет к многократным их повторам для поиска подходящего варианта с неизбежным расходованием ресурсов нервной системы и, как следствие, к стадии истощения (в терминах Г.Селье). В этом случае в поведении наблюдаются поведение разрядки и/или стрессовые реакции, что может приводить к развитию ветеринарных проблем.

   Эта схема психической деятельности может реализоваться полностью или содержать пробелы и пропуски, допускать возвраты на предыдущие этапы и т.п. Психическая деятельность может осуществляться за счет заранее заложенных (в том числе, и генетически закрепленных) вариантов поведения, но может включать и построение новых вариантов. Поведение, оказавшееся успешным с точки зрения удовлетворения потребности при минимуме затрат, запоминается и используется в сходных ситуациях в дальнейшем.

   Такое представление о психической деятельности позволяет успешно моделировать и анализировать как информацию, участвующую в генерации поведения, так и процессы ее преобразования, протекающие в нервной системе. Кроме того, появляется возможность анализировать наблюдаемое поведение с точки зрения деформаций в психической деятельности.

   Проблемы поведения могут быть вызваны

(а) дисбалансом потребностей – например, резкое преобладание эмоциональных потребностей;
(б) нарушениями в самом процессе адаптации, что связано, как правило, с неполноценным развитием в детском и юношеской возрасте;
(в) нарушениями нервной деятельности.

   В приведенной ниже классификации проблемное поведение помечено тремя восклицательными знаками в заголовке.

   ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: человек имеет право добиваться от животных того поведения, какое ему нужно. Ограничение лишь одно: НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ТОГО, ЧТО ВРЕДИТ ЖИВОТНОМУ!

  1. Искусственное поведение, выработанное обучением

   Это поведение, по определению, желательно для человека, который диктует полную пошаговую инструкцию животному. Выбор варианта поведения принадлежит исключительно управляющему партнеру, следовательно, самостоятельный процесс адаптации исключается.

   Необходимо отметить, что в естественных условиях, когда животные обучают своих детенышей и молодняк, они вырабатывают у них не только и не столько конкретные формы поведения, сколько обучают их именно правильному выбору вариантов. Так, в играх матери и старшие животные демонстрируют разные ситуации и разные варианты собственного поведения, в ответ на что детеныши и молодняк осваивают вариативные реакции.

   При обучении животных человеком имеется в виду преимущественно отработка конкретных форм поведения без их привязки к конкретным обстоятельствам и процессу выбора.

   Источники ошибок. Методы обучения животных человеком (в том числе, и характер подкреплений) не учитывают зоопсихологических факторов и далеко не всегда соответствуют собственным потребностям животного. Желательное поведение может даже оказаться для животного невозможным. Например, отказ молодой собаки ложиться в присутствии других собак продиктован инстинктом, а конфликтные методы преодоления не только не помогают, но и мешают закрепить желательное поведение.

   Последствия ошибок. Невозможность выполнения нередко объясняется нервным перевозбуждением. Искусственно сформированное поведение может также противоречить видовому инстинктивному поведению. Если обучение происходит в обедненной среде, то в естественной среде накапливаются психические перегрузки, что может сделать невозможным выполнение разученного поведения.

   Отсутствие самостоятельности ведет к снижению самооценки, нарастанию стрессов и растерянности в нестандартной ситуации. Достаточно высока вероятность нервных срывов и нарастающей неврастении, что требует обращения к ветеринарному психологу.

  1. Естественное приспособление

   Это поведение является результатом полноценного естественного процесса адаптации (генерации поведения). Оно обеспечивает самоподкрепляемость поведения, поскольку ВСЕГДА удовлетворяет истинную актуальную потребность.

    1. Успешная адаптация (решает проблему – истинная адаптация)

   В этом случае у животного нет причин для нарастания проблем или истощения нервной системы. Истинная адаптация устраняет психотравмирующий фактор и исключает дальнейшие стрессы. Нервные срывы исключены.

   Это поведение воспринимается как нормальное или даже как проявление ума животного.

      1. !!! Недопустимое поведение

   Поведение может быть недопустимым с точки зрения человека по двум основным причинам: либо поведение непонятно человеку, либо оно нетерпимо по психологическим и/или социальным причинам (например, собака облаивает детей или ведет себя так, что хозяину это кажется неоправданной трусостью)

   Во многих случаях человек не отдает себе отчета в том, как и чем закрепляет недопустимое поведение. Известно, к примеру, что попытки приучения кошки к лотку (подкормки, попытки запирать кошку в туалете, "высаживание" на лоток по инициативе хозяина) настолько противоречат видовому инстинкту "фиксированного туалета", что приводят к обратному результату.

   Проблемы такого рода устраняются методами адаптивного обучения. Поведенческие методы применимы лишь ограниченно (см. 8 методов).

    1. !!! Неуспешная адаптация (не удовлетворяет потребность и исключает причину стресса)
      1. !!! Мнимая адаптация

   Это та ситуация, когда поведение субъективно способствует удовлетворению потребности, но на самом деле реакция остается неадекватной и психотравмирующий фактор не устраняется. Нередко мнимая адаптация достигается за счет поведения, нормального в других случаях, но лишенного смысла в данной ситуации. Пример: кошка в тревожной для нее обстановке начинает играть мячиком или активно "умываться". Возможно, когда-то это поведение привлекло к ней внимание людей и помогло избежать опасности, а впоследствии закрепилось еще и потому, что служит эффективной разрядкой.

   Источники ошибок. Характерно то, что человек не воспринимает это поведение как проблемное, В таких случаях мнимая адаптация трактуется человеком ошибочно – ее принимают за игру, общительность и даже за проявления радости. Причина ошибок в том, что человек, во-первых, неправильно оценивает саму ситуацию, не замечая стрессовых факторов, а во-вторых, неверно оценивает потребности – не понимает, например, что игровое поведение в тревожной или нервной ситуации невозможно, поскольку оно угрожает выживанию.

   Последствия ошибок. Причины стресса не устраняются, истинная адаптация не достигается. Следовательно, в любой момент есть риск, что поведение мнимой адаптации лишь усилит опасность и вызовет повторный стресс, более тяжелый. Во многих случаях мнимая адаптация приводит и к рискам другого рода – стоит лишь представить себе попытки животного играть мячиком на проезжей части улицы. Нервное напряжение может временно снижаться, а затем снова нарастать.

   Следует иметь в виду, что оно легко переходит в неврозы навязчивости и/или неврозы разрядки и тогда уже нуждается в специальной коррекции методами ветеринарной психологии.

      1. !!! Отсутствие адаптации

   Если адаптация по каким-либо причинам оказывается невозможной (например, у животного отсутствуют варианты поведения, решающие проблему – оно не знает, где можно спрятаться или у кого попросить помощи), то процесс адаптации не заканчивается и повторяется вновь и вновь, приводя к нарастанию затрат ресурсов нервной системы и, как следствие, к ее истощению.

   Источники ошибок. Стрессовые состояния нередко остаются незамеченными или (при поведении разрядки – см.ниже) толкуются как проявления "прилива энергии", "веселости", радости".

   Особый случай – состояние так называемого "драйва", являющееся желательным в некоторых видах дрессировки. То, что человек принимает за очень охотное выполнение упражнения, представляет собой типичную симптоматику стрессовой перегрузки вследствие дезадаптации к характеру и динамике выполняемых действий.

   Последствия ошибок. В случае острого стресса стадия истощения (Г.Селье) приводит либо к отказу от поведения и пассивному стрессу, либо к нервному срыву по типу агрессии самосохранения.

   При повторяющихся стрессах развивается неврастения, требующая обращения к ветеринарному психологу. Возможно также развитие психосоматических заболеваний.

  1. !!! Проблемы ветеринарной психологии и психоневрологии

   Нарушения баланса потребностей и процесса адаптации, которые выражаются в проблемном поведении животных, которое в развитии нередко приводит к аномалиям деятельности нервной системы. Механизмы нервных нарушений состоят либо в нарушении устойчивости нервных путей (как излишняя устойчивость, так и недостаточная), либо в искаженном балансе процессов возбуждения и торможения (уравновешенность – по Павлову). В этих случаях диагностируются как ветеринарно-психологические заболевания, так и психоневрологические и психосоматические заболевания.

   Любое поведение может быть как адекватным, так и аффектированным (чрезмерно интенсивным) или же дезадаптивным. Если же оно утрачивает смысловую связь с ситуацией и начинает повторяться по отношению к разнородным стимулам, то это поведение относится к ведению ветеринарной медицины.

   В ряде случаев нормальное поведение переходит в аффектированное, а затем и в непосредственную реакцию нервной системы. Это происходит по мере нарастания возбуждения нервной системы и ослабления торможения.

   Примером может служить "агрессия" кошки, которую ласкает хозяин. На первом этапе кошка мурлычет, "топчет" хозяина лапами – это поведение нормально. Затеем тон мурлыканья изменяется, становясь "двухголосным", интенсивность "топтания" нарастает, глаза сужаются. И наконец кошка резко атакует хозяйскую руку когтями или зубами и сразу же уходит (такое нападение никогда не бывает длительным). Это типичнейшая картина нервного срыва.

    1. Ветеринарная психология

   Наиболее заметными симптомами нарушений нервной деятельности являются:

  • повышенная острота реакций на любые события, в том числе и незначительные;
  • стремление сесть или лечь в напряженной ситуации;
  • суетливые движения;
  • быстрая смена разных форм поведения;
  • противоречивое поведение, сочетающее элементы разных коммуникативных (ритуальных) форм;
  • внезапная игривость;
  • постоянные попытки добиться внимания и реакции хозяина (например, дать ему лапу);
  • резкое изменение настроения и отношения к происходящему.
  • появление зевоты, особенно своеобразных "незаконченных" зевков;
  • слюнотечение;
  • машинальные повторяющиеся движения, иногда мелкие и малозаметные (переступание с лапы на лапу, короткие взмахи хвоста и т.п.);
  • шумное и частое дыхание, продолжительное сопение, призвук глухого ворчания;
  • бегающий взгляд;
  • заложенные или "развешенные" уши;
  • частое и мелкое покусывание любых предметов, вплоть до собственной лапы.
      1. !!! Поведение разрядки

   Напряжение нервной системы, возникающее при стрессах и дезадаптации, способно накапливаться в нервных узлах (эффект суммирования). Это не только приводит к значительному субъективному дискомфорту, но и затрудняет нормальную координацию нервных процессов. Тем самым повышается риск неадекватного поведения и при длительном или повторяющемся действии стрессов угрожает здоровью животного.

   Поэтому потребность в разрядке нервного напряжения (релаксации нервной системы) входит в число наиболее приоритетных потребностей, обеспечивая самосохранение.

   Существуют естественные способы нервной разрядки, то есть, утилизации накопленных нервных импульсов.

   Первый из них – это движение, на которое расходуется значительное количество нервных импульсов. Оно начинается резко, часто без видимого повода. Формы двигательной активности разнообразны: если позволяет пространство, то это бег, но в стесненных условиях это может быть, например, вращение вокруг собственной оси или хватание себя за хвост. В более легких случаях возникает крупная мышечная дрожь, переступание с ноги на ногу и т.п.

   Вторая форма разрядки – это голосовая реакция. Лай собаки, особое мяуканье или мурлыканье кошки нередко служат признаком серьезного стресса. Поскольку звуки, издаваемые животными, имеют свой смысл, то реакция разрядки определяется по тональности, громкости, слитности издаваемых звуков и по дополнительным призвукам.

   И, наконец, третий природный способ разрядки – это поведение анализа информации. У собак это чаще всего обнюхивание любых предметов, у кошек – всматривание в световые блики или игру света.

   Источники ошибок. Двигательная форма разрядки весьма обманчива, поскольку человек чаще всего принимает ее за внезапный прилив веселья и энергии.

   Человек, не имеющий специальных знаний, чаще всего толкует звуковую реакцию ошибочно. Пример – заискивающее мурлыканье кошки в кабинете ветврача принимается за радость и симпатию к доктору. Голосовую разрядку собак часто принимают за охранный лай или, напротив, за приветствие.

   Всматривания кошки не замечают или принимают за обычное любопытство. Обнюхивание собакой травы, камней и т.п. толкуют как "след" или "метки течной суки". Однако анализ ситуации и изменений в поведении при нарастании нагрузок убеждает в том, что это ошибочно.

   Последствия ошибок. Животное, доведенное до необходимости разрядки и оставшееся без помощи, переживает это состояние как угрозу выживанию. Если, к тому же, самостоятельная разрядка невозможна (животное ограничено физически или поведение разрядки сурово запрещается), то адаптация становится невозможной в принципе. Повторяющиеся стрессы, затрагивающие самосохранение, быстрее других стрессовых состояний приводят к истощению нервной системы (неврастении).

      1. !!! Нервный срыв (истерика)

   Это поведение наступает при невозможности или неэффективности нервной разрядки и представляет собой резкое нарастание любой активности, в особенности – ярко выраженное поведение самозащиты.

   При остром стрессе причина срыва, как правило, доступна непосредственному наблюдению. При хроническом стрессе срыв нередко наступает на фоне видимого благополучия и миролюбивого поведения по принципу "последней капли" или в момент предоставления отдыха.

   Источники ошибок. Человек нередко пытается успокоить животное, но вместо этого усиливает стресс собственными эмоциональными проявлениями.

   Последствия ошибок. Поведение нервного срыва обуславливает значительную часть нападений животных в семье, особенно по отношению к детям. Однако самая распространенная трактовка этого поведения состоит во врожденной агрессивности или "доминировании" животного. Поэтому животных пытаются "перевоспитать" жесткими и жестокими конфликтными методами, что приводит и к появлению вторичных проблем, и к быстрому истощению нервных ресурсов. Нередко быстрое развитие психосоматических заболеваний.

      1. Неврастения

   Это истощенное состояние нервной системы, которое влечет за собой постоянные нервные перегрузки и стрессы с резкими перепадами возбуждения и недостаточным торможением. Деятельность интеллекта и нормальные процессы адаптации постепенно становятся невозможными, что приводит к появлению все новых и новых проблем.

   Источники ошибок. Распространенные заблуждения, касающиеся "особо возбудимых пород" или "индивидуальных особенностей собаки" мешают хозяевам животных вовремя заметить симптомы перегрузок и обратиться за помощью к ветеринарному психологу. Несвоевременное лечение оказывается, как правило, неэффективным, в результате чего нередко развиваются психоневрологические нарушения (например, судорожные припадки и нарушения движений вплоть до параличей).

   Проявления неврастении у кошек часто выражаются повышенной голосовой реакцией, что также приписывается другим причинам (например, половой охоте).

   Последствия ошибок. Оставаясь не вылеченной, неврастения быстро приводит к нарастанию остроты всех поведенческих реакций и, как следствие, к появлению дополнительных рисков и вторичных проблем.

   Весьма вероятно быстрое развитие психоневрологических и психосоматических заболеваний.

      1. Неврозы навязчивости

   Неврозы навязчивости связаны с образованием чрезмерно устойчивых нервных путей и слабым развитием адаптивности. В результате невротическое поведение становится едва ли не единственно возможным при любом источнике возбуждения.

   Одна из опасных форм невроза навязчивости – это невроз саморазрушения, при котором животные вылизывают или выкусывают поверхности тела вплоть до появления незаживающих ран и экзем.

   Источники ошибок. Неврозы навязчивости в большинстве случаев считают "дурными привычками" и пытаются бороться с ними чисто поведенческими методами вместо полноценной терапии. Результат примерно тот же, что при усиленных тренировках в беге для человека с переломом позвоночника.

   Последствия ошибок. Весьма вероятно быстрое развитие психоневрологических и психосоматических заболеваний.

      1. Истерия

   Истерия представляет собой особый невроз, опирающийся на нарушения социальных отношений, и возникает только по отношению к человеку-хозяину. Причиной истероидного невроза является повышенная потребность во внимании хозяина и/или в защите с его стороны.

   Животные, особо заинтересованные во внимании хозяина, ищут тот стимул, к которому весьма чувствителен хозяин – то поведение, в ответ на которое всегда наступает желанная реакция. Испробовав более простые способы привлечения внимания, животные прибегают к нежелательному поведению – например, собака, заставляя хозяина прекратить разговор по телефону, мочится на ковер у него на виду.

   Когда поведенческие формы истерии себя не оправдывают, истерия в большинстве случаев развивается как имитация болезненных состояний. Предпосылкой для развития этой формы невроза становится опыт болезни и повышенного внимания и заботы хозяина в период болезни.

   Источники ошибок. Истероидные проявления обычно трактуются (не только хозяевами животных, но и ветврачами!) как соматические заболевания. В результате назначается соответствующее лечение, которое оказывается совершенно безрезультатным, пока не устранены социальные причины – нарушение отношений с хозяином.

   Последствия ошибок. При неправильной диагностике истерии как соматического заболевания лечение не дает результата Животное подвергается действию все более тяжелых фармпрепаратов, что может привести к нежелательным осложнениям. годами. Опасность истерии состоит в том, что в нервной системе создаются и закрепляются нервные пути, соответствующие патологическому управлению организмом.    В конечном итоге болезненные состояния становятся вполне реальными.

   При частом появлении у животного этих симптомов требуется обращение к ветеринарному психологу.

      1. Психоневрологические заболевания

   Психоневрологические заболевания – это состояния, психогенные по своему происхождению и проявляющиеся в виде функциональных нарушений нервной деятельности.

   Отличие от "чистой" соматической неврологии состоит именно в источниках проблем и патогенезе заболевания. Так, например, любые изменения нервной ткани (включая органические поражения, невриты и ущемления нервов) относятся к ведению "чистой" неврологии, но судорожные припадки вызываются нарушением координации нервных процессов и, следовательно, исследуются психоневрологией.

   К психоневрологическим заболеваниям относятся:

  • Нарушения движений (от измененной походки до психогенных парезов и параличей)
  • Судорожный синдром (эпилепсия)
  • Дерматиты, дерматозы, психогенные экземы
  • Нарушения полового и материнского поведения
    (ложная беременность у собак, частая охота у кошек, отказ от потомства и т.п.)
  • Возбудимость и гиперактивность (повышенная двигательная потребность, неумеренный лай и т.п.)

   "Достоинством" этой группы заболеваний является то, что их проявления совершенно очевидны и практически всегда приводят к обращению к ветеринарному врачу. Однако ветврач общей практики далеко не всегда обладает достаточной специальной подготовкой, чтобы назначить правильное лечение, а не ограничиться чисто симптоматическими мерами.

    1. Психосоматические расстройства

   Спектр психосоматических расстройств весьма разнообразен. Он включает в себя различные висцеральные неврозы (кардионевроз, гастроэнтероневроз и другие), а также любые функциональные нарушения со стороны разных органов и систем организма. Характерны также нарушения обмена веществ.

   Нервная система, испытывая перегрузки и искажения нервных процессов на разных уровнях психики, "транслирует" патологические процессы на физиологический уровень. Вследствие таких нарушений страдает управление функционированием органов. Этот механизм объясняется теорией нервизма (Боткин, Сеченов).

   Как и при истерии, лечение, обычное для чисто соматических заболеваний, не дает результата до тех пор, пока не устранены расстройства нервной системы. По понятным причинам, правильная диагностика и терапия психосоматических нарушений ветврачом общей практики существенно затруднена. Это приводит к очень долгому (порой пожизненному) безрезультатному лечению. Возможно также возникновение вторичных заболеваний.

   Из приведенного анализа становится ясно, что есть только одна категория поведения, которая, с одной стороны, устраивает хозяина, а с другой – не влечет за собой излишних нервных напряжений и дополнительных рисков для животного. Это категория 2.1. – Успешная адаптация, допустимая с точки зрения хозяина.

   Достичь этого состояния можно только при условии использования естественных процессов адаптации и управления ими.

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить