АДАПТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Собаки |
Кошки |
Цель адаптивного воспитания (АВ) – это формирование определенных черт характера и/или правил поведения животного, желательных для человека и соответствующих образу жизни семьи.. АВ отличается по своим задачам от адаптивной дрессировки и обучения (АДО), поскольку в последнем случае речь идет о формировании желательных форм и вариантов поведения в ответ на заданные стимулы.
Представление о прижизненном развитии как непрерывном приспособлении к реальным условиям ради выживания дает возможность понять последовательность формирования психической деятельности и преемственность чувствительных периодов развития.
Чувствительные периоды в развитии психики хорошо изучены бихевиористами. Показано, что деривационное развитие (отсутствие нужной информации и нужного поведения, отвечающего данному периоду) не позволяет сформироваться необходимым психическим процессам. Это делает невозможным развитие поведения, полностью адекватного реальным условиям.
Существуют таблицы, в которых показано соответствие психофизиологического развития щенков и котят возрасту человеческого ребенка, а также нормы поведенческих реакций для каждого возраста. Все эти данные становятся основой для подготовки АВ-программ.
АВ-программы для котят и щенков охватывают все бытовые ситуации, которые встречаются в образе жизни семьи. Основой для формирования АВ-программы является заявка хозяев собаки или кошки, в которой формулируются все требования и пожелания.
АВ-программа учитывает особенности породы, а также имеющийся жизненный опыт щенка или котенка (включая условия выращивания под матерью, до перехода к нынешнему хозяину).
Методика АВ открывает еще одну принципиально новую возможность: она позволяет несколько изменить породную наследственность, развивая способности собаки в тех пределах, которые желательны для хозяина.
Очень часто причиной недовольства хозяина становится породная негибкость поведения, которую он воспринимает как упрямство (таксы, терьеры, бульдоги и т.п.). АВ-программа предусматривает специальные мероприятия, приуроченные к тому чувствительному периоду, когда у собаки развиваются более разнообразные варианты поведения (6-8 месяцев). В этом случае собаке легче осваивать новые ситуации – например, путешествовать вместе с хозяевами.
Практически важной задачей становится и угашение боевого поведения у боевых терьеров. Таким образом можно избежать того явления, которое Конрад Лоренц назвал "накоплением инстинкта" и которое приводит к агрессивным нервным срывам .. Это достигается в возрасте от полутора до трех месяцев и осуществляется теми же мерами, какими матери-суки регулируют поведение щенков – то есть, подбором игровых приемов и тактик.
Таким образом методика АВ позволяет полностью раскрыть природные задатки собаки и воспитать ее такой, какая нужна именно этому хозяину.
СПЕЦИАЛИСТ ПО АДАПТИВНОМУ ВОСПИТАНИЮ
|
Собаки |
Кошки |
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ:
Для хозяев:
- Щенок под матерью (развитие щенка у заводчика)
- Котенок под матерью (развитие котенка у заводчика)
- Золотое детство собаки (развитие до 6 месяцев, включая методику детской дрессировки)
- Золотое детство кошки (развитие и воспитание до 5 месяцев)
- Молодая собака (6 месяцев – 1год)
- Молодая кошка (5-9 месяцев)
- Во что играть со щенком?
- Во что играть с котенком?
- Чему учить щенка?
- Чему учить молодняк (включая методику дисциплинарной дрессировки)?
- Как обеспечить правильную социализацию собаки?
- Как сделать котенка полноценным членом семьи?
Подготовка специалистов:
- Возрастное формирование психики собаки
- Взрослая и стареющая собака
- Возрастное формирование психики кошки
- Взрослая и стареющая кошка