АДАПТИВНАЯ ДРЕССИРОВКА –
ОБУЧЕНИЕ ДОВЕРИЕМ

Собаки

Кошки

   Цель адаптивной дрессировки и обучения (АДО) – выработка тех форм поведения животных, которые оптимально отвечают образу жизни и пожеланиям хозяина. Основным принципом АДО является использование собственных потребностей животного и естественных процессов приспособления. Зная, как протекают процессы приспособления, мы можем целенаправленно спроектировать те условия, которые неизбежно приведут к желательному поведению. Результатом поведения становится удовлетворение актуальной потребности, что делает требуемое поведение самоподкрепляемым – оно закрепляется быстро и надежно.

   Послушание понимается в АДО как совместная с человеком реакция на события. Эта реакция определяется общими интересами, а само послушание становится не бездумным подчинением, а компромиссом. В редких случаях, когда компромисс невозможен, человек-лидер настаивает на своем, опираясь на право БОЛЕЕ ПРИСПОСОБЛЕННОГО.

   Обучение функциональным поведенческим программам с точки зрения АДО представляет собой наработку сложных динамических стереотипов, подчиненных обязательному требованию – строгому соответствию реальной ситуации. Это соответствие обеспечивается самим принципом адаптивности.

Принцип традиционной дрессировки можно представить так:
"МНЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ТЫ… (вставить нужное)".

Принцип адаптивной дрессировки иной:
"НАМ С ТОБОЙ НУЖНО, ЧТОБЫ МЫ… (вставить нужное)".

   АДО-программы направлены на управление собственным состоянием животного с тем, чтобы в этом состоянии желательное поведение было осуществимым и максимально вероятным. Используются также нормальные социальные отношения, при которых младшему и менее опытному животному выгодно использовать опыт и знания старшего. В роли лидера, естественно, выступает хозяин, определяющий все условия жизни семейных животных.

Главным правилом и достоинством
АДО становится
БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ.

  1. АДО не преодолевает конфликты, а не дает развиться их причинам.

   Общие интересы устраняют сами поводы для конфликтов. И если человек ведет себя правильно, то законы выживания заставляют животных принимать нормы поведения, диктуемые человеком. По той простой причине, что только человек знает, как вести себя, чтобы выжить в его среде, в его условиях, в созданных им ситуациях.

   Тем самым закладывается основа для ДОБОВОЛЬНОГО ПОСЛУШАНИЯ и подчинения животного правилам и нормам поведения, установленным хозяином.

  1. АДО использует стремления и мотивации самого животного, а человек только определяет правильные формы и варианты поведения для достижения этих целей.

   Например, собаке хочется подойти к человеку, чтобы его обнюхать. Нельзя позволить ей бросаться к человеку так, чтобы его напугать. Поэтому хозяин СПОКОЙНО останавливает ее при слишком резком и активном движении ("Сам себя задерживаешь"). Собака быстро понимает, что сможет удовлетворить свою потребность только в том случае, если будет подходить спокойно и достаточно медленно.

  1. АДО строится не на командовании и принуждении, а на помощи хозяина животному.

   У животного могут быть вполне реальные причины, по которым оно не может выполнить требования человека. Так, например, невозможно запретить кошке метить квартиру по углам. Все поведенческие методы приводят лишь к бесконечной смене мест и попыткам спрятаться от хозяев. Можно, однако, понять и устранить тревожность, служащую естественной причиной метки. В этом случае у животного исчезает сама потребность оставлять лужицы (а порой и кучки) в самых непредсказуемых местах.

  1. АДО учитывает, что поведение закрепляется результатом. Поэтому для закрепления желательного поведения следует просто организовать тот естественный результат поведения, при котором оно будет запоминаться и повторяться.
  1. АДО не использует удовольствий в качестве положительного подкрепления. Самым мощным и естественным положительным подкреплением становится повышение вероятности выживания в реальной среде.

   Общие принципы и приемы АДО универсальны. Однако в работе с конкретным видом животных она использует генетически заложенные видовые особенности. Они включают:

  • видовые формы поведения, входящие в состав инстинктивного поведения вида;
  • видовые способности к выбору оптимального варианта поведения по реальной ситуации и к построению индивидуальных и/или коллективных стратегий поведения.

   Кроме того, в каждой конкретной программе обязательно учитываются индивидуальные факторы, присущие как самому животному, так и образу жизни семьи.

СПЕЦИАЛИСТ ПО АДАПТИВНОЙ ДРЕССИРОВКЕ
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • назначение и специфику распространенных программ дрессировки
  • влияние конкретных дрессировочных приемов и упражнений на нервную систему и психику животного
  • влияние конкретных действий на самооценку животного и его отношения с хозяином
  • показания и противопоказания к тому или иному виду дрессировки, обучения и хобби с участием животных
  • возрастные адаптивные методики дрессировки (до 6 месяцев; 6-8 месяцев; 9-12 месяцев и далее)
  • характер и источники стрессов, возникающих в процессе дрессировки и обучения
  • влияние динамического равновесия возбуждения/торможения на протекание стресса
  • принципы разложения наблюдаемого поведения на более мелкие акты
  • соответствия между выполняемыми действиями и структурами нервных путей
  • проекции видовых социальных отношения на межвидовую социализацию (с человеком и другими животными)

СПЕЦИАЛИСТ ПО АДАПТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ
ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • учитывать особенности породы и возраста животного
  • учитывать влияние психотипа хозяина на психологический статус животного
  • учитывать предшествующее индивидуальное развитие, включая возможные пробелы в возрастном формировании психики
  • обеспечить бесконфликтные методы дрессировки, построенные на использовании собственных мотиваций животного (самоподкрепляемое поведение)
  • подобрать индивидуальный комплекс приемов и упражнений из общего инструментария
  • точно определить пропорциональную долю и последовательность применения каждой группы упражнений
  • тщательно регулировать нервные нагрузки, не допуская перегрузок и стрессовых срывов
  • выводить животное из состояния нервной перегрузки.

ЭТИ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ГАРАНТИРУЮТСЯ
СЕРТИФИКАТОМ
МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ХОРОШИХ ХОЗЯЕВ

Собаки

Кошки

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ

Для хозяев:
  • Как дрессировать щенка(3 недели-4 месяца)
  • Дрессировка "на послушание" (6-8 месяцев)
  • Обучение правилам жизни (9-12 месяцев)
  • Как научить не бояться посторонних людей
Подготовка специалистов:
  • Методика детской дрессировки щенка с учетом породы
  • Методика дисциплинарной дрессировки (курс послушания) с учетом породы
  • Методика обучения охране хозяина и угрожающему поведению
  • Спортивная дрессировка
  • Трюковая дрессировка
  • Специальные виды обучения
Наверх

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить