БАЗОВАЯ ПРОГРАММА
АДАПТИВНОЙ ДРЕССИРОВКИ
(программа АНТИСТРЕСС)

© Н.Д.Криволапчук, Ю.В.Криволапчук

Собаки

ПОЯСНЕНИЯ

   Базовая программа "Антистресс" позволяет достичь следующих целей:

  • повышение уравновешенности нервной системы
  • развитие тормозных процессов при повышенной возбудимости
  • снижение "стрессовой готовности" и повышение стрессоустойчивости
  • повышение стабильности поведения
  • развитие базовых функций психики (внимание, память, анализ внешней информации)
  • развитие ориентации на хозяина
  • выработка послушания без конфликтных и силовых приемов

   Правила работы описаны в Справочных материалах.

   Программа построена на трех элементах – это изменение темпа движения, изменение направления движения и остановка. Эти три элемента соответствуют трем основным логическим связкам (булева алгебра), предназначенным для описания логического вывода истинных и ложных заключений.

Изменение темпа -  конъюнкция (И)

Изменение направления – дизъюнкция (ИЛИ)

Остановка – отрицание (НЕ)

Четвертая связка (импликация) описывает причинно-следственные связи и строится как комбинация первых трех.

   Таким образом, простейшие упражнения базовой программы способствуют формированию нейронных путей, реализующих логический вывод.

1. Команда "Рядом" с плавной переменой темпа.

   Цель упражнения – тренировка уравновешенности нервной системы за счет постепенного развития тормозных процессов с одновременной разрядкой в движении. Это же упражнение  становится практическим приемом для успокоения собаки при перегрузке.

 

2. "Змейка" с обходом препятствий и вариантами траекторий.

   Цель упражнения. Бесконфликтное подчинение хозяину (поворот противоречит закону экономии энергии, но не вызывает острого протеста). Создание нейронного пути, реализующего связку "ИЛИ человека." – выбор вариантов поведения, зависящий от воли хозяина (минимальное послушание).

   Изменение темпа движения, включение остановок и замена скругленных поворотов прямолинейными отрезками с четкими поворотами дает возможность выстраивать комбинации логических связок и варьировать интенсивность тормозных процессов. Тем самым достигается состояние уравновешенности нервных процессов.

Траектории движения на змейках 
1. Простая "змейка";

 

2. "Змейка" с пропусками;

 

 3. "Змейка" с "вылетом";

 

 4. Фигурные "змейки";

 

5. Двойные "змейки";

 

5'. "Змейки" с пропусками;

 

3. Зигзаги на дорожке.

   Цель упражнения. То же, что при "змейке".

Усложнения:
  • изменение частоты зигзагов
  • изменение амплитуды зигзагов (до края дорожки или до ее середины)
  • чередование зигзагов с проходами вдоль края дорожки (траектория "пила")
  • изменение фактуры поверхности (асфальт, песок, трава)
  • чередование сидячей и стоячей позы при остановках.

 Ходьба зигзагом:

4. "Меандр" на дорожке (см. траектории).

   Цель упражнения. Концентрация внимания, развитие памяти, повышение стабильности поведения, развитие подчинения человеку.

   Усложнения:

  • изменение длины проходов вдоль края дорожки (то меньше ее ширины, то больше)
  • включение остановки на повороте (остановка перед поворотом легче, остановка после поворота труднее)
  • изменение ширины проходов (в полную ширину дорожки или не доходя до ее края)
  • комбинация прямоугольников меандра с зигзагами и проходами по прямой посередине дорожки.

Ходьба "меандром":

Комбинации зигзага и меандра:

 

5. Повороты на месте.

   Цель упражнения. Выделение мелких действий и разбиение сплошного поведенческого акта на отдельные элементы.

6. Скользящая остановка.

   Цель упражнения. Фрагментирование непрерывного потока нервных процессов, выделение элементарных блоков информации, выявление закономерностей в поведенческих актах.

   По нарастающей сложности:

  • остановка на каждом повороте (не более 5-7 повторов, далее – по мере тренировки выносливости)
  • остановка на каждом втором повороте
  • остановка через два поворота на третьем
7. Команда "Справа" и чередование ее с командой "Рядом".

   Цель упражнения. Развитие вариативности и гибкости поведения, совершенствование управления поведением.

   Усложнение: наложение переходов "Рядом"-"Справа" на любое другое упражнение (например, переходы на каждом повороте зигзага).

8. Команда "Вперед".

   Цель упражнения. Развитие самостоятельности, повышение ответственности за свое поведение

9. Команды "Вперед", "Стоять" ("Стоп") – чередование в движении.

   Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости. Выполнение команды "из-за спины"

   Усложнение: посадка после остановки.

10. Команда "Тише" – замедление движения.

   Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости.

11. Переход от команды "Вперед" к команде "Рядом" и наоборот (чередование).

   Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости, повышение внимания к требованиям хозяина.

12. Отход от собаки, оставленной на месте.

   Цель упражнения. Дополнительное развитие тормозных процессов, совершенствование управляемости, повышение внимания к требованиям хозяина.

   Усложнение: отход в разных направлениях и с изменением темпа.

13. "Сбитый летчик" (остановка и посадка в зависимости от положения предмета-ориентира).

   Цель упражнения. Развитие внимания, повышение ориентации на внешние события.

   Усложнение: использование нескольких предметов и разных их состояний (например, открытая и закрытая коробка, два предмета один на другом и т.п.).

14. Счет шагов (фиксация остановки через определенное количество шагов хозяина).

   Цель упражнения. Развитие внимания к действиям хозяина, прогнозирование действий, повышение ориентации на хозяина.

   Усложнения:

  • изменение направления движения после каждой остановки
  • изменение темпа движения на каждом отрезке
  • отход от собаки после остановки и подзыв для прохода по следующему отрезку.
15. Переход от  одного упражнения к другому с применением зигзага или меандра.

   Цель упражнения. Сохранение работоспособного состояния, распространение требований хозяина на время, свободное от выполнения упражнений.

   Усложнение: любые комбинации действий и упражнений.

Кошки

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ:

  1. Целью упражнений является не "цирковая дрессировка", а создание и удержание спокойного, но активного состояния, в котором кошка (а) улавливает и выполняет распоряжения хозяина и (б) способна управлять собственным состоянием, чтобы уверенно выполнять нужные действия.
  2. Вкусопоощрительный метод ("кусочки") применяется по вариативному принципу: (1) на стадии объяснения действий – кусочек постоянно перед носом; (2) после того, как кошка поняла, что нужно сделать (определяется по начальным движениям нужного действия) – 50% подкрепления только за наилучшее выполнение; (3) когда кошка начинает выполнять нужные действия быстрее и более экономичными движениями – 30% подкрепления. В идеале следует стремиться к поощрению только словесной похвалой, короткими прикосновениями и гордостью за кошку.
  3. При выполнении упражнения кошка проходит три основных стадии – интерес к заданию, усталость и отвлечение на любые внешние факторы (возможны попытки играть с хозяином), "машинальное" движение (определяется по чуть "поникшему" внешнему виду кошки). Необходимо достигнуть третьей стадии и выполнить еще одно-два действия, после чего похвалить кошку и предоставить ей отдых.
  4. Если упражнение оказалось слишком сложным для кошки, следует вернуться к уже освоенным действиям и больше не давать ничего нового и сложного.
  5. Усталость кошки определяется по более суетливым движениям, стремлению отвлечь хозяина, иногда кошка прижимает уши. При попытке кошки уйти ее следует отловить (не грубо и не резко!) и ненадолго вернуть к выполнению более простого упражнения.
  6. Занятие продолжается не более 20 минут.
  7. Занятие всегда заканчивается на успешном выполнении любого (хотя бы самого простого) упражнения.
  8. Во время каждого упражнения кошку следует хвалить с повтором соответствующего слова. После окончания занятия необходима щедрая похвала, но уже без повторов слов.
  9. Очень полезно через час-два после окончания занятия рассказать близким о том, как отлично кошка поработала (отложенная "косвенная похвала"). Это делается в присутствии кошки и с употреблением тех слов, которые использовались во время занятия.
1. Прыжки со стула на стул.

   Посередине комнаты ставятся два-три стула (можно использовать любые сиденья - табуретки, стул и диван и т.п.). Расстояние между ними вначале не превышает двух длин тела кошки, затем увеличивается.  Кошка прыгает с одного стула на другой. Выполняется за счет приманивания кусочком, постепенно следует добиться, чтобы кошка прыгала на приглашающий жест рукой или на указательный жест. Позже жесты заменяются словами.

2. Остановки и посадки на стульях.

   В прыжки включается остановка и посадка на стуле. Остановка выполняется за счет удерживания кошки рукой с кусочком перед носом, постепенно надо добиваться, чтобы кошка останавливалась без удерживания, а потом и без кусочка – на останавливающий жест. Посадка выполняется из положения стоя: кусочек поднимается над носом и заводится чуть назад, чтобы кошке пришлось слегка запрокинуть голову. Другой рукой следует придерживать спину кошки, ограничивая движение назад Постепенно следует добиться того, чтобы кошка садилась по жесту "палец над носом". Длительность пауз изменяется. Позже жесты заменяются словами.

3. Движение по доске.

   Между стульями кладется неширокая доска. Доска кладется то на край сиденья, то с заходом к середине сиденья. Кошка должна пройти по доске от одного конца доски до другого, не перепрыгивая. Кошка учится проходить и от одного конца доски до другого, переходя на сиденье, и разворачиваться, не доходя до конца доски. Это упражнение чередуется с прыжками.

4. Движение с соскоком.

   В движение по доске включаются соскоки в разных местах. Самое легкое – соскок посередине, самое трудное – соскок за шаг до конца доски.

5. Движение по наклонной доске.

   Доска кладется одним концом на пол, а другим – на край сиденья. Кошка учится проходить и от одного конца доски до другого, переходя на сиденье, и разворачиваться, не доходя до конца доски. Постепенно включаются соскоки.

6. Движение с плавной переменой темпа.

   Хозяин управляет движением кошки по доске с помощью жестов руки. Темп движения по доске плавно изменяется от ускоренного шага к замедлению вплоть до "черепашьего" шага. Затем темп движения меняется как плавно, так и скачкообразно ("в три темпа") на отдельных отрезках.

7. "Змейка" с обходом стульев.

   Кошка обходит стулья по полу, не вспрыгивая на них и поворачивая то налево, то направо.

8. Проход под стульями по прямой.

   Кошка проходит под каждым стулом насквозь. Это упражнение чередуется со змейкой.

9. Восьмерка между двумя стульями.
10. Змейка между ориентирами.

   Устанавливаются 8-10 ориентиров (маленькие "фишки"-конусы для скейтбордистов, бутылки из-под кетчупа, наполненные песком, детские пирамидки и т.п.). Змейка выполняется так же, как со стульями - с поочередными обходами слева и справа.

11. Проход по краю дивана по прямой в чередовании с зигзагами от края к спинке.
12. Зигзаги на диване с остановками на повороте.

   При остановке чередуются положения стоя и сидя – в произвольном порядке!!! Длительность пауз изменяется.

   После освоения этих базовых упражнений следует переходить к любым сочетаниям прыжков, проходов, остановок и поз. Например: запрыгнуть на стул, сесть, пройти до середины доски, остановиться на 5 секунд, спрыгнуть, дойти до второго стула по полу и пройти под ним насквозь….

   Далее усложнение достигается за счет стойкого закрепления определенной стереотипной программы действий и неожиданной смены ее на другую (например, от конца к началу). Затем можно связать выполнение разных программ с любыми внешними обстоятельствами (место занятий, время суток, присутствие других членов семьи и т.п.). Можно использовать любые внешние символы (например, яркий платок, висящий на спинке одного из стульев).

Наверх

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить