Анализ поведения
ЗООПСИХОЛОГИЧЕСИЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
Зоопсихологический анализ поведения животных необходим для решения следующих практических задач:
- Определение причин нежелательного и/или неадекватного поведения (смещение приоритетов потребностей, неврастенический статус, недостаточное или искаженное развитие основных структур психики, нарушение отношений с хозяевами),
- Выявление индивидуальных факторов, способствующих патологическому приспособлению к условиям жизни,
- Определение целей коррекции и составление плана работы,
- Определение необходимых режимов проведения коррекции,
- Определение приемов коррекции
- Выбор приемов и методов стабилизации нервной деятельности,
- Подбор упражнений, ориентированных на развитие необходимых структур психики,
- Определение направлений коррекции социальных отношений (не только с основным хозяином, но и в семье)
- Методическая работа с хозяином.
По результатам зоопсихологического анализа поведения составляется индивидуальная программа адаптивной коррекции поведения (АКП-программа).
Имея дело с жалобами хозяев собак и кошек на поведение животных, мы не имеем права интерпретировать происхождение проблем наугад или по аналогии с человеком. Следует максимально точно (с максимальной вероятностью) установить причину поведения с обязательным учетом видовой, породной, возрастной специфики и индивидуальных факторов, определяющих приспособительное поведение.
Видовая специфика определяется тем, как и к каким факторам эволюционно приспособлен данный вид животных. Любые противоречия прижизненных условий с генетической памятью вида приводят к глубоким конфликтам нервных процессов, что губительно для нервной системы. В этом случае становится весьма вероятным быстрое развитие неврастении, отмечается большое количество стрессовых реакций и опасных нервных срывов. В частности, повышается вероятность немотивированной агрессии. Кроме того, неврастенический статус способствует развитию психосоматических заболеваний.
Поэтому в дополнение к предлагаемой схеме зоопсихологического анализа поведения необходимо рассматривать и соответствие условий содержания видовым психогигиеническим нормам (состав и режим кормления, наличие места-"логова" и зоны безопасности, режим суточных ритмов, количество сна, количество и характер двигательной активности, количество и качество игр и ласк, режим общения с хозяевами).
Нормализация психогигиенических условий совершенно необходимо в двух основных целях:
- сокращение количества "фоновых" стрессовых воздействий,
- запуск естественных механизмов адаптации с целью их использования при адаптивной коррекции поведения.
Дальнейшее обследование состоит из нескольких этапов.
ЭТАП 1. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ.
- Какая потребность действует в этот момент и в этой ситуации?
- Оценивается по характеру инстинктивного поведения в конкретной ситуации.
- Нормален ли ее приоритет или она гипертрофирована?
- Оценивается по отношению к биологически обусловленному балансу мотиваций (см. "Мотивационный анализ").
- Какие факторы способствуют смещению приоритетов (тревожность, злоупотребления лакомствами, игрушками и т.п.)?
- Оценивается по данным анкеты или опроса хозина (действие этих факторов в других ситуациях)
- Чем подкрепляется данное поведение?
- Естественный результат поведения (самоподкрепление) или реакция хозяина?
- Существуют ли допустимые пути удовлетворения актуальной потребности?
- Как можно использовать актуальную потребность, нормализовав поведенческие проявления?
- Какие иные потребности можно использовать для смягчения проблемы?
ЭТАП 2. СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ.
Нормален ли способ удовлетворения потребности?
- Соответствие образу жизни
- Соответствие видовым нормам
- Соответствие породным нормам
- Соответствие возрастным нормам
Если способ удовлетворения данной потребности нормален для вида и соответствует всем прочим параметрам, следует объяснить это хозяину и попытаться найти пути смягчения проблемы без вмешательства в видовые инстинкты.
ЭТАП 3. АНОМАЛЬНЫЕ ПУТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ (анализ развития и/или оценка реального состояния)
- Восприятие внешней информации
- Развитие анализа на фактографическом уровне
- Нарушение наследственных стереотипов
- Неправильное научение
- Неправильное обучение
- Преобладание эгоистических критериев
- Самооценка и самостоятельность
- Развитие социальных отношений (видовых и межвидовых)
ЭТАП 4. СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
- Оценка динамических характеристик поведения (система АРАКС). Допустима приблизительная оценка по наблюдаемому поведению без проведения полного тестирования
- Выявление динамических характеристик, подлежащих коррекции
- Оценка моторики
- Учитываются все особенности моторики, присущие данному виду, и анализируются возможные причины ее нарушения. Особое внимание уделяется движениям задних ног, "резиновой" или сгорбленной спине.
- Наличие истерических реакций и нервных срывов
- Оценивается по данным опроса хозяина
ЭТАП 5. ОТНОШЕНИЯ С ХОЗЯИНОМ
- Уровень доверия и авторитета хозяина
- Тип отношений
- Подавление, самостоятельность или вседозволенность
- Зависимость от хозяина (поведенческая и эмоциональная)
- Выявление путей коррекции типа отношений
- Социальная структура семьи, осознание своего социального ранга
- Отношения с другими животными (если они есть в семье)
Как происходит коррекция
КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТИВНАЯ КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ?
Идея адаптивной коррекции предельно проста: клин клином вышибают!
Чтобы это понять и принять, достаточно признать один-единственный факт:
ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ НАШИХ ПИТОМЦЕВ – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ИХ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ.
А значит,
ПРИСПОСОБЛЕНИЮ НУЖНО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.
ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНОЕ.
А теперь уже нетрудно (конечно, вооружившись специальными знаниями) ответить на более практичные вопросы:
- К каким именно условиям приспосабливается кошка, писающая по углам, или собака, грозно облаивающая всех встречных?
Исключить условия, не отвечающие законам природы, нам помогает ВИДОВАЯ ПСИХОГИГИЕНА.
- Какие ошибки и сбои в выборе вариантов поведения приводят к плохим результатам?
Тут нам на выручку приходят АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ и ЗООИНТЕЛЛЕКТОЛОГИЯ.
- Как заменить неправильные приспособления правильными, создав нужные пути в нервной системе?
Эту методику нам предоставляет ПСИХОМОТОРНАЯ ТЕРАПИЯ.
На практике программа коррекции выглядит и работает так.
ЗАДАЧА 1. Прежде всего мы вместе проанализируем образ жизни вашего питомца, найдем несоответствия законам природы и особенностям вида. Мы дадим вам полные рекомендации по тому, как создать для вашего зверя оптимальные условия, не противоречащие реальным потребностям собаки или кошки и не создающие тяжелой "сшибки рефлексов" (термин И.П.Павлова) в нервной системе.
ПОЯСНЕНИЯ. Любые изменения обязательно запускают естественные процессы приспособления. Так, например, если меняется питание, нервная система должна научиться правильно управлять пищеварением; если меняется режим активности и отдыха, то и это заставляет нервную систему и организм активно приспосабливаться к изменениям. А поскольку эти изменения – всегда к лучшему, зверю уже становится лучше и легче жить.
Как правило, уже в первые же дни наступают изменения в поведении. Хозяева зверей успокаиваются, решив, будто цель достигнута и все проблемы решены.
НЕТ! Ведь меняются только частности, а не те факторы, которые определяют смысл поведения. По законам функционирования нервной системы через две недели активная адаптация исчерпает себя. Поведение восстановится по прежнему типу – тому самому, который создавал проблемы.
Поэтому успокаиваться рано! Запущенные приспособительные механизмы необходимо использовать для достижения главной цели.
ЗАДАЧА 2. Мы подберем несложные игры и упражнения, которые приведут в порядок нервную систему вашего зверя. Причин для непорядка может быть много: они накапливаются чуть ли не с первого дня после рождения щенка или котенка. И если сил организма и нервной системы пока хватает на то, чтобы нервное истощение не особенно бросалось в глаза, то это не значит, что все будет благополучно еще долгие годы.
Здесь нам приходит на помощь современная ветеринарная медицина – ветеринарная психология и психоневрология. Психомоторная терапия сразу даст зверю ощущение спокойствия и благополучия. Одновременно она создает доверие к вам, которое само по себе устраняет добрую половину треволнений и стрессов. А где есть доверие, там будет и послушание! Зверю, как и ребенку, выгодно и удобно слушаться того, кому он доверяет.
ЗАДАЧА 3. Вот тут наша (но не ваша!) работа становится несколько сложнее. Для того, чтобы не возникали и не накапливались новые проблемы и причины для переживаний, нужно научить зверя правильно разбираться в жизни и не делать глупостей. А жизнь его такова, какой ее сделали вы!
Стало быть, умный зверь живет так, как хочет его хозяин. Наладить понимание и взаимопонимание – это и есть задача третьего этапа нашей программы, нацеленного на всемерное развитие интеллекта и сообразительности.
Не ждите, что эти три задачи будут решаться строго по очередности, как уроки в школе. Процессы пересекаются, усиливая действие друг друга, разные мероприятия накладываются во времени. В целом наша средняя программа занимает чуть больше месяца. Зато все и любые проблемы решаются сразу и в комплексе.
Разумеется, результаты зависят от породы и возраста зверя, зверя, о эти факторы мы умеем учитывать и строим программу в соответствии с ними.
В остальном возможности нашей психотерапии ограничиваются только тем, что и насколько подробно вы рассказали нам о мешающих вам проблемах и как сформулировали свои пожелания. Других ограничений нет – в этом нас убедили почти тридцать лет практики, нашей собственной и наших учеников в Петербурге, а также в других городах и странах.