Анализ поведения

ЗООПСИХОЛОГИЧЕСИЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

   Зоопсихологический анализ поведения животных необходим для решения следующих практических задач:

  • Определение причин нежелательного и/или неадекватного поведения (смещение приоритетов потребностей, неврастенический статус, недостаточное или искаженное развитие основных структур психики, нарушение отношений с хозяевами),
  • Выявление индивидуальных факторов, способствующих патологическому приспособлению к условиям жизни,
  • Определение целей коррекции и составление плана работы,
  • Определение необходимых режимов проведения коррекции,
  • Определение приемов коррекции
  • Выбор приемов и методов стабилизации нервной деятельности,
  • Подбор упражнений, ориентированных на развитие необходимых структур психики,
  • Определение направлений коррекции социальных отношений (не только с основным хозяином, но и в семье)
  • Методическая работа с хозяином.

   По результатам зоопсихологического анализа поведения составляется индивидуальная программа адаптивной коррекции поведения (АКП-программа).

   Имея дело с жалобами хозяев собак и кошек на поведение животных, мы не имеем права интерпретировать происхождение проблем наугад или по аналогии с человеком. Следует максимально точно (с максимальной вероятностью) установить причину поведения с обязательным учетом видовой, породной, возрастной специфики и индивидуальных факторов, определяющих приспособительное поведение.

   Видовая специфика определяется тем, как и к каким факторам эволюционно приспособлен данный вид животных. Любые противоречия прижизненных условий с генетической памятью вида приводят к глубоким конфликтам нервных процессов, что губительно для нервной системы. В этом случае становится весьма вероятным быстрое развитие неврастении, отмечается большое количество стрессовых реакций и опасных нервных срывов. В частности, повышается вероятность немотивированной агрессии. Кроме того, неврастенический статус способствует развитию психосоматических заболеваний.

  Поэтому в дополнение к предлагаемой схеме зоопсихологического анализа поведения необходимо рассматривать и соответствие условий содержания видовым психогигиеническим нормам (состав и режим кормления, наличие места-"логова" и зоны безопасности, режим суточных ритмов, количество сна, количество и характер двигательной активности, количество и качество игр и ласк, режим общения с хозяевами).

   Нормализация психогигиенических условий совершенно необходимо в двух основных целях:

  • сокращение количества "фоновых" стрессовых воздействий,
  • запуск естественных механизмов адаптации с целью их использования при адаптивной коррекции поведения.

   Дальнейшее обследование состоит из нескольких этапов.

ЭТАП 1. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ.

  1. Какая потребность действует в этот момент и в этой ситуации?
    • Оценивается по характеру инстинктивного поведения в конкретной ситуации.
  2. Нормален ли ее приоритет или она гипертрофирована?
    • Оценивается по отношению к биологически обусловленному балансу мотиваций (см. "Мотивационный анализ").
  3. Какие факторы способствуют смещению приоритетов (тревожность, злоупотребления лакомствами, игрушками и т.п.)?
    • Оценивается по данным анкеты или опроса хозина (действие этих факторов в других ситуациях)
  4. Чем подкрепляется данное поведение?
    • Естественный результат поведения (самоподкрепление) или реакция хозяина?
  5. Существуют ли допустимые пути удовлетворения актуальной потребности?
  6. Как можно использовать актуальную потребность, нормализовав поведенческие проявления?
  7. Какие иные потребности можно использовать для смягчения проблемы?

ЭТАП 2. СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ.

Нормален ли способ удовлетворения потребности?

  1. Соответствие образу жизни
  2. Соответствие видовым нормам
  3. Соответствие породным нормам
  4. Соответствие возрастным нормам

   Если способ удовлетворения данной потребности нормален для вида и соответствует всем прочим параметрам, следует объяснить это хозяину и попытаться найти пути смягчения проблемы без вмешательства в видовые инстинкты.

ЭТАП 3. АНОМАЛЬНЫЕ ПУТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ (анализ развития и/или оценка реального состояния)

  1. Восприятие внешней информации
  2. Развитие анализа на фактографическом уровне
  3. Нарушение наследственных стереотипов
  4. Неправильное научение
  5. Неправильное обучение
  6. Преобладание эгоистических критериев
  7. Самооценка и самостоятельность
  8. Развитие социальных отношений (видовых и межвидовых)

ЭТАП 4. СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

  1. Оценка динамических характеристик поведения (система АРАКС). Допустима приблизительная оценка по наблюдаемому поведению без проведения полного тестирования
  2. Выявление динамических характеристик, подлежащих коррекции
  3. Оценка моторики
    • Учитываются все особенности моторики, присущие данному виду, и анализируются возможные причины ее нарушения. Особое внимание уделяется движениям задних ног, "резиновой" или сгорбленной спине.
  4. Наличие истерических реакций и нервных срывов
    • Оценивается по данным опроса хозяина

ЭТАП 5. ОТНОШЕНИЯ С ХОЗЯИНОМ

  1. Уровень доверия и авторитета хозяина
  2. Тип отношений
  3. Подавление, самостоятельность или вседозволенность
  4. Зависимость от хозяина (поведенческая и эмоциональная)
  5. Выявление путей коррекции типа отношений
  6. Социальная структура семьи, осознание своего социального ранга
  7. Отношения с другими животными (если они есть в семье)

Как происходит коррекция

КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТИВНАЯ КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ?

   Идея адаптивной коррекции предельно проста: клин клином вышибают!

   Чтобы это понять и принять, достаточно признать один-единственный факт:

ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ НАШИХ ПИТОМЦЕВ – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ИХ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ.

А значит,

ПРИСПОСОБЛЕНИЮ НУЖНО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.
ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНОЕ.

   А теперь уже нетрудно (конечно, вооружившись специальными знаниями) ответить на более практичные вопросы:

  • К каким именно условиям приспосабливается кошка, писающая по углам, или собака, грозно облаивающая всех встречных?

   Исключить условия, не отвечающие законам природы, нам помогает ВИДОВАЯ ПСИХОГИГИЕНА.

  • Какие ошибки и сбои в выборе вариантов поведения приводят к плохим результатам?

   Тут нам на выручку приходят АДАПТИВНАЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ и ЗООИНТЕЛЛЕКТОЛОГИЯ.

  • Как заменить неправильные приспособления правильными, создав нужные пути в нервной системе?

   Эту методику нам предоставляет ПСИХОМОТОРНАЯ ТЕРАПИЯ.

   На практике программа коррекции выглядит и работает так.

   ЗАДАЧА 1. Прежде всего мы вместе проанализируем образ жизни вашего питомца, найдем несоответствия законам природы и особенностям вида. Мы дадим вам полные рекомендации по тому, как создать для вашего зверя оптимальные условия, не противоречащие реальным потребностям собаки или кошки и не создающие тяжелой "сшибки рефлексов" (термин И.П.Павлова) в нервной системе.

   ПОЯСНЕНИЯ. Любые изменения обязательно запускают естественные процессы приспособления. Так, например, если меняется питание, нервная система должна научиться правильно управлять пищеварением; если меняется режим активности и отдыха, то и это заставляет нервную систему и организм активно приспосабливаться к изменениям. А поскольку эти изменения – всегда к лучшему, зверю уже становится лучше и легче жить.

   Как правило, уже в первые же дни наступают изменения в поведении. Хозяева зверей успокаиваются, решив, будто цель достигнута и все проблемы решены.

   НЕТ! Ведь меняются только частности, а не те факторы, которые определяют смысл поведения. По законам функционирования нервной системы через две недели активная адаптация исчерпает себя. Поведение восстановится по прежнему типу – тому самому, который создавал проблемы.

   Поэтому успокаиваться рано! Запущенные приспособительные механизмы необходимо использовать для достижения главной цели.

   ЗАДАЧА 2. Мы подберем несложные игры и упражнения, которые приведут в порядок нервную систему вашего зверя. Причин для непорядка может быть много: они накапливаются чуть ли не с первого дня после рождения щенка или котенка. И если сил организма и нервной системы пока хватает на то, чтобы нервное истощение не особенно бросалось в глаза, то это не значит, что все будет благополучно еще долгие годы.

   Здесь нам приходит на помощь современная ветеринарная медицина – ветеринарная психология и психоневрология. Психомоторная терапия сразу даст зверю ощущение спокойствия и благополучия. Одновременно она создает доверие к вам, которое само по себе устраняет добрую половину треволнений и стрессов. А где есть доверие, там будет и послушание! Зверю, как и ребенку, выгодно и удобно слушаться того, кому он доверяет.

   ЗАДАЧА 3. Вот тут наша (но не ваша!) работа становится несколько сложнее. Для того, чтобы не возникали и не накапливались новые проблемы и причины для переживаний, нужно научить зверя правильно разбираться в жизни и не делать глупостей. А жизнь его такова, какой ее сделали вы!

   Стало быть, умный зверь живет так, как хочет его хозяин. Наладить понимание и взаимопонимание – это и есть задача третьего этапа нашей программы, нацеленного на всемерное развитие интеллекта и сообразительности.

   Не ждите, что эти три задачи будут решаться строго по очередности, как уроки в школе. Процессы пересекаются, усиливая действие друг друга, разные мероприятия накладываются во времени. В целом наша средняя программа занимает чуть больше месяца. Зато все и любые проблемы решаются сразу и в комплексе.

   Разумеется, результаты зависят от породы и возраста зверя, зверя, о эти факторы мы умеем учитывать и строим программу в соответствии с ними.

   В остальном возможности нашей психотерапии ограничиваются только тем, что и насколько подробно вы рассказали нам о мешающих вам проблемах и как сформулировали свои пожелания. Других ограничений нет – в этом нас убедили почти тридцать лет практики, нашей собственной и наших учеников в Петербурге, а также в других городах и странах.

Наверх

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить